Изменения федерального отраслевого законодательства (июнь - июль 2019)

Комитетом правового обеспечения Ленинградской области в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 05.07.2013 № 480-рг «О проведении мониторинга изменений отраслевого федерального законодательства, подготовке предложений в план законопроектной деятельности Правительства Ленинградской области и осуществлении мер по профилактике коррупции» осуществлен анализ изменений отраслевого федерального законодательства в июне – июле 2019 года (с 20.06.2019 г. по 20.07.2019 г.).

 

По итогам проведенного правового анализа считаем, что необходимо отметить следующие изменения федерального законодательства.

1. Указ Президента РФ от 24.06.2019 № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы».

Президент РФ определил основные направления развития госслужбы РФ на 2019 - 2021 годы.

К ним относятся:

- совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы РФ граждан России, государственных гражданских служащих РФ;

- стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе;

- внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий;

- ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.

Правительству РФ необходимо обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих оптимизацию структуры денежного содержания (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет.

2. Указ Президента РФ от 17.07.2019 № 343 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».

Все жители Донецкой и Луганской областей смогут воспользоваться упрощенным порядком получения российского гражданства.

Ранее указанный порядок распространялся только на жителей отдельных районов названных областей.

3. Указ Президента РФ от 18.07.2019 № 347 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные на территориях г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

С 1 октября 2019 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области вводится режим электронной визы для иностранных граждан.

Установлено, что въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан через пункты пропуска через государственную границу РФ, расположенные на территориях г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, может осуществляться на основании обыкновенных однократных деловых, туристических и гуманитарных виз в форме электронных документов.

Электронная виза выдается на основании решения МИД России не позднее чем за четыре календарных дня до предполагаемой даты въезда в РФ на срок до 30 календарных дней с разрешенным сроком пребывания в РФ не более восьми суток. За выдачу электронных виз консульский сбор не взимается.

Правительство РФ определит в том числе особенности оформления электронных виз иностранным гражданам и их въезда в РФ через пункты пропуска на основании электронных виз, перечни иностранных государств, граждане которых могут осуществлять въезд в РФ и выезд из РФ через пункты пропуска на основании электронных виз.

Порядок въезда и выезда иностранных граждан, установленный данным Указом, применяется до введения федеральным законом действующей на всей территории РФ единой электронной однократной визы, на основании которой иностранные граждане смогут въезжать в РФ на короткий срок.

Указ вступил в силу со дня его официального опубликования.

Федеральные законы

1.Федеральный закон от 03.07.2019 № 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Дополнен перечень организаций, которым в рамках межведомственного взаимодействия предоставляются сведения о госрегистрации смерти.

Принятым Законом предусматривается возможность оперативного получения содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации смерти физических лиц (внесении изменений или исправлений в записи актов о смерти) по запросам Агентства по страхованию вкладов, НПФ, страховых организаций.

2. Федеральный закон от 03.07.2019 № 165-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

До 1 года сокращен срок осуществления в РФ трудовой деятельности, необходимый квалифицированным специалистам для получения гражданства РФ в упрощенном порядке.

В настоящий момент данный срок составляет 3 года.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

3. Федеральный закон от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Завершение строительства проблемных объектов, создаваемых на средства дольщиков, возлагается на создаваемые субъектами РФ фонды.

Установлено, в частности, что фонд субъекта РФ создается в целях урегулирования обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед дольщиками путем передачи Фонду имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщиков для завершения строительства многоквартирных домов или объектов инженерно-технической и социальной инфраструктуры (при этом субъект РФ вправе создать не более одного фонда).

Фонд может выступать в качестве застройщика и осуществлять деятельность по завершению строительства с учетом определенных особенностей.

В отношении операций, совершаемых фондом субъекта РФ, установлен ряд ограничений (в частности, ему запрещено использовать принадлежащее имущество для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц, предоставлять займы и ссуды, приобретать ценные бумаги и др.).

Предусмотрено, что любые расчеты по операциям, осуществляемым фондом, юридическими лицами, являющимися его контрагентами, производятся с участием уполномоченного банка в сфере жилищного строительства.

Установлено, что в случае, если фондом принято решение о нецелесообразности финансирования мероприятий, указанных в части 2 статьи 13.1 Федерального закона 29.07.2017 № 218-ФЗ, и в случае наличия у застройщика многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки либо здания, предназначенного исключительно для размещения машино-мест, строительство которых завершено, а также при завершении строительства в ходе процедуры, применяемой в деле о банкротстве, конкурсный управляющий обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о передаче участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений.

Кроме того, закреплено, что средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

4. Федеральный закон от 27.06.2019 № 153-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений статьи 25 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внесении изменения в статью 62 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Досрочно прекращаются договоры страхования и поручительства, обеспечивающие исполнение обязательств застройщика по передаче объекта строительства дольщикам.

Установлено, в частности, что:

договор страхования гражданской ответственности застройщика либо договор поручительства банка досрочно прекращаются со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением договоров, по которым на день его вступления в силу наступил страховой случай и предъявлено требование о выплате страхового возмещения (об исполнении обязательств по договору поручительства) или вступило в силу решение суда об исполнении обязательств, и договора, обеспечивающего исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения, входящего в состав многоквартирного дома, который на день вступления в силу Федерального закона введен в эксплуатацию;

страховщик и банк в течение сорока рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона должны перечислить на номинальный счет Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства часть страховой премии по договору страхования (часть платы по договору поручительства) по досрочно прекращенным договорам страхования (поручительства).

Также определен порядок выплаты возмещения гражданам - участникам долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, которые предусматривают передачу жилых помещений и исполнение обязательств застройщика по которым обеспечивалось досрочно прекращенными договорами страхования (поручительства), в том числе в случае наступления страхового случая и признания страховщика (банка) несостоятельным (банкротом).

Признаны утратившими силу положения Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, и договора поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком указанных обязательств.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Родители, у которых в 2019 - 2022 годах родится третий (или последующий) ребенок, смогут погасить ипотечный кредит за счет господдержки.

При определении права на господдержку не учитываются дети, не являющиеся гражданами РФ, а также дети, в отношении которых родитель был лишен родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.

В рамках господдержки предоставляется возможность полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей.

Воспользоваться данной мерой господдержки можно однократно, в отношении только одного ипотечного жилищного кредита, направленного на приобретение жилого помещения, жилого дома либо земельного участка под его строительство.

Кредитный договор (договор займа) должен быть заключен до 1 июля 2023 года.

Реализация мер господдержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере (АО «ДОМ.РФ»).

Порядок обращения граждан, а также перечень необходимых документов определяется Правительством РФ.

6. Федеральный закон от 03.07.2019 № 158-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Освобождены от НДФЛ материальная выгода, полученная при «ипотечных каникулах», и суммы господдержки на погашение ипотеки.

Согласно принятому Закону не признается доходом налогоплательщика материальная выгода, полученная в течение льготного периода, установленного в соответствии со статьей 6.1-1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Данная норма предусматривает возможность приостановления исполнения обязательств по ипотечному кредиту либо уменьшение размера платежей заемщика на определенный срок (льготный период).

Одновременно Закон освобождает от уплаты госпошлины за внесение изменений в записи ЕГРН в связи с изменением договора об ипотеке в рамках реализации права на «ипотечные каникулы».

Также предусматривается освобождение от НДФЛ сумм господдержки многодетных семей на погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) в размере задолженности (но не более 450 тысяч рублей), предоставляемых в соответствии с Законом о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.

7. Федеральный закон от 03.07.2019 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Законодательно закреплены статус паломника и понятие паломнической деятельности.

Установлено, что паломник - это физическое лицо, совершающее путешествие (поездку) для посещения мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения, расположенных на территории РФ и за ее пределами, в целях участия в религиозных обрядах и церемониях (паломническая поездка). Путешествие (поездка), совершаемое в целях отдыха и развлечений, осуществления деятельности, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания, в иных целях, не может быть признано паломнической поездкой.

Паломнической деятельностью признается деятельность религиозных организаций по организации паломнических поездок, а также по установлению, поддержанию и развитию международных связей и контактов в целях организации паломнических поездок.

Организация паломнических поездок включает в себя, в числе прочего, размещение (проживание) паломников, их питание с учетом требований, предусмотренных внутренними установлениями религиозных организаций, транспортное обслуживание и сопровождение, включая услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников.

Установлено, что религиозные организации имеют исключительное право осуществлять паломническую деятельность непосредственно или путем создания организаций, основной целью деятельности которых является осуществление паломнической деятельности.

Паломническая деятельность может осуществляться религиозными организациями на возмездной и безвозмездной основе, с привлечением или без привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление туроператорской деятельности и (или) турагентской деятельности.

Уточнено, что действие Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не распространяется на паломническую деятельность, осуществляемую религиозными организациями, а также на совершение и организацию паломниками собственных паломнических поездок.

В случае, если туристский маршрут предусматривает посещение туристом мест религиозного почитания (паломничества), принадлежащих религиозной организации, туроператор соблюдает порядок совершения религиозных обрядов и церемоний и обеспечивает соблюдение представителем туроператора и туристами указанного порядка, а также требований к внешнему виду и поведению представителя туроператора и туристов в соответствии с внутренними установлениями религиозной организации.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.

8. Федеральный закон от 03.07.2019 № 172-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Уточнены основания прекращения действия государственной аккредитации общероссийских и региональных спортивных федераций.

Федеральным законом, в частности:

расширены основания для прекращения действия госаккредитации региональной спортивной федерации, общероссийской спортивной федерации (например, при их ликвидации и исключении сведений из ЕГРЮЛ или добровольного отказа от госаккредитации и в некоторых других случаях);

в числе полномочий субъектов РФ в области физической культуры и спорта закреплена государственная аккредитация региональных спортивных федераций.

9. Федеральный закон от 03.07.2019 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Подписан закон, направленный на повышение эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В частности, уточняются:

состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

условия установления и порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации;

полномочия Правительства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части принятия решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального, межмуниципального и муниципального характера, планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях оперативной выплаты пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций гражданам за счет средств бюджетов субъектов РФ единовременной материальной помощи, финансовой помощи и единовременных пособий, выплата которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматривается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять указанные расходы в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Финансовое обеспечение понесенных субъектами РФ расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

10. Федеральный закон от 18.07.2019 № 180-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Перераспределена компетенция должностных лиц по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях о нарушениях прав инвалидов.

В частности:

судьи уполномочены рассматривать дела о правонарушениях в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов образования и предоставляемых услуг в этой сфере (дела будут рассматриваться судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье, при этом составление протоколов возложено на должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования);

органы, уполномоченные в области авиации, будут рассматривать дела указанной категории в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов гражданской авиации и услуг по перевозке пассажиров в этой области;

органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, будут рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 9.13 КоАП РФ, в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг в этой сфере.

11. Федеральный закон от 18.07.2019 № 185-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статьи 4 и 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Общероссийские общественные объединения инвалидов должны информировать Минюст России о создании и прекращении деятельности своих отделений.

Информирование осуществляется в течение одного месяца со дня создания (прекращения) с приложением копии соответствующего протокола учредительного съезда или общего собрания.

Уточнено также, что на общества с ограниченной ответственностью, участниками которых являются только указанные объединения или их отделения (территориальные подразделения), действие Закона о развитии малого и среднего предпринимательства распространяется при условии, что сведения о таких обществах внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Установлено, что для ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в уполномоченный орган ежегодно с 1 по 5 июля представляются следующие сведения:

- перечень ООО, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему, и участниками которых являются только указанные объединения или их отделения (в случае если у них за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов) - соответствующими объединениями;

- перечень объединений и их отделений, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года переданы в Минюст России - указанным Министерством.

Закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

12. Федеральный закон от 18.07.2019 № 183-ФЗ «О внесении изменений в статьи 33 и 35 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и статью 7.1-1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

С 1 января 2020 года разработка прогнозов социально-экономического развития с указанием потребности в иностранных работниках станет обязанностью регионов.

Установлено, что:

прогнозы социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период, а также на среднесрочный период содержат прогноз баланса трудовых ресурсов субъекта РФ, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности;

указанные прогнозы в десятидневный срок со дня утверждения (одобрения) размещаются на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в сети Интернет;

разработка органами государственной власти субъекта РФ прогноза баланса трудовых ресурсов (в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти этого субъекта РФ) является их обязанностью, а не правом.

13. Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Упрощена процедура получения инвалидами мер социальной поддержки и оказания им услуг за счет введения системы межведомственного электронного взаимодействия.

Установлено, что принятие госорганами, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими госуслуги, решений о предоставлении инвалидам мер соцподдержки, об оказании им госуслуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в указанном реестре - на основании представленных заявителем документов.

Также предусмотрено, что опознавательный знак «Инвалид», устанавливаемый на транспортных средствах инвалидов, и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов. Такие сведения размещаются в указанном реестре на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в Пенсионный фонд РФ, в том числе с использованием портала госуслуг или через МФЦ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

14. Федеральный закон от 18.07.2019 № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 52.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Органам государственной власти и местного самоуправления могут предоставляться в безвозмездное пользование объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности.

Речь идет о получении на основании договора безвозмездного пользования объектов культурного наследия, включенных в государственный реестр таких объектов.

Кроме того, такие объекты могут предоставляться в безвозмездное пользование ассоциациям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия, а также фондам, созданным указами и распоряжениями Президента РФ, уставной целью деятельности которых является сохранение исторического и культурного наследия.

15. Федеральный закон от 18.07.2019 № 193-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Перекупщиков билетов лишили возможности осуществлять их перепродажу по завышенным ценам.

Согласно Федеральному закону, реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия осуществляется такими организациями самостоятельно и (или) уполномоченными ими лицами (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами), на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством РФ.

Организация исполнительских искусств и музей вправе разрешить уполномоченному лицу передавать по договору другому лицу права и обязанности по реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок, при этом уполномоченное лицо несет ответственность за действия другого лица.

Предусматривается, что уполномоченные лица при реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок вправе взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, если иное не предусмотрено договором, заключенным с организацией исполнительских искусств или музеем. Факт оказания покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки сопутствующих услуг должен быть оформлен в соответствии с законодательством РФ с обязательной выдачей покупателю документа, подтверждающего их оплату. Общая стоимость сопутствующих услуг должна составлять менее 10 процентов цены, указанной в приобретенных билете, абонементе или экскурсионной путевке.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает в установленном порядке формы билета, абонемента и экскурсионной путевки (в том числе формы электронного билета, электронного абонемента и электронной экскурсионной путевки) на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия как бланки строгой отчетности, содержащие реквизиты билета, абонемента и экскурсионной путевки. Организации исполнительских искусств и музеи вправе самостоятельно устанавливать элементы оформления билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые ими зрелищные мероприятия.

Билеты, абонементы и экскурсионные путевки, формы и реквизиты которых не соответствуют утвержденным формам и реквизитам, элементы оформления которых не соответствуют элементам оформления, установленным организациями исполнительских искусств и музеями, содержащие исправления, а также поддельные билеты, абонементы и экскурсионные путевки являются недействительными, не дают права на посещение проводимых такими организациями исполнительских искусств и музеями зрелищных мероприятий и не принимаются к возврату.

Установлено, что организации исполнительских искусств и музеи размещают на своих официальных сайтах в сети «Интернет» информацию, в частности:

о ценах на билеты, абонементы и экскурсионные путевки на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;

о лицах, уполномоченных на реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок, о других лицах, которым переданы права и обязанности по их реализации, включая сведения о сайтах в сети «Интернет», через которые осуществляется реализация, а также информацию о максимальной стоимости сопутствующих услуг, оказываемых покупателям билетов, абонементов и экскурсионных путевок указанными лицами;

о формах, реквизитах и элементах оформления билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые зрелищные мероприятия;

о зрелищных мероприятиях, посещение которых осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе (фамилии, имени и отчества) в билете, абонементе и экскурсионной путевке, в случае реализации организациями исполнительских искусств и музеями именных билетов, именных абонементов, именных экскурсионных путевок;

о порядке возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок, в том числе именных.

Именные билеты, именные абонементы и именные экскурсионные путевки дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. При несоответствии сведений о посетителе, указанных в именном билете, абонементе или экскурсионной путевке, сведениям, содержащимся в предъявляемом документе, или при наличии исправлений в сведениях о посетителе, посетитель не допускается на зрелищное мероприятие.

Реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия по цене, превышающей цену, указанную в билете, абонементе или экскурсионной путевке, не допускается.

Правила и условия возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, абонементов и экскурсионных путевок в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий утверждаются Правительством РФ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2019 года.

16. Федеральный закон от 18.07.2019 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 1 октября 2019 года групповые иски появятся в гражданском процессе.

Федеральным законом Гражданский процессуальный кодекс РФ дополняется новой главой 22.2 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц».

Предусматривается, что гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при соблюдении следующих условий: имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик; предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц; в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства; использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.

Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц допускается в случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее 20 лиц.

Федеральным законом устанавливаются требования к исковому заявлению группы лиц, положения о ведении дел в суде о защите прав и законных интересов группы лиц, закрепляются права лица, присоединившегося к требованию группы лиц, устанавливается порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, порядок подготовки названных дел к судебному разбирательству, а также требования к решению суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц.

Кроме того, в новой редакции излагается статья 225.10 АПК РФ, регулирующая групповые иски в арбитражном процессе. Устанавливается, что присоединение к групповому иску производится путем письменного заявления о присоединении соответствующему лицу либо непосредственно в арбитражный суд, если член группы лиц присоединяется к требованию после принятия группового иска к производству. Присоединение к групповому иску возможно до перехода суда к судебным прениям. Такое присоединение также может осуществляться путем заполнения формы, размещенной на сайте арбитражного суда или в системе «Мой арбитр».

Предусматривается также, что лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, и лицо (лица), присоединившееся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, как в гражданском, так и в арбитражном процессе вправе заключить в нотариальной форме соглашение, которое определяет порядок несения его сторонами судебных расходов (соглашение группы лиц). Требования об изменении и о расторжении соглашения группы лиц могут быть предъявлены только в суд, который рассматривает групповой иск.

Подзаконные акты.

 1. Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 № 809 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 238»

Обновлены порядок заполнения и форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Внесены поправки в части отражения в отчете, составляемом в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупок, которые осуществлены на основании пунктов 25 - 25.3 части 1 статьи 93 этого Закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2. Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 802 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864».

Введены формулы расчета для определения объемов финансирования соцуслуг по обеспечению льготников санаторными путевками, бесплатным проездом и медикаментами.

Расчет финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг осуществляется, в том числе исходя:

из средней стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортной организации;

расчета нормативов финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего социальную помощь в виде обеспечения лекарственными препаратами, в виде санаторно-курортного лечения, в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно, а также проезда в пригородном сообщении.

Принятым Постановлением введены формулы расчета указанных показателей.

3. Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 № 805 «О внесении изменений в список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Обновлен перечень производств, профессий сельского хозяйства для установления повышенного размера пенсии.

В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лица, проработавшие в сельской местности не менее 30 лет, при соблюдении установленных условий, имеют право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и по инвалидности.

Правительством РФ утверждена новая редакция списка работ, производств, профессий, должностей и специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера указанной фиксированной выплаты. В новом списке учтены, в частности, работы в структурных подразделениях растениеводческого (животноводческого) направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.

В список включены также индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Положения данного Постановления распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

4. Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Определены общие требования к порядку и критериям оценки налоговых расходов субъектов РФ и муниципальных образований.

Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется кураторами налоговых расходов - органами исполнительной власти (местной администрации), ответственными за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы субъекта РФ (муниципальной программы) и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к государственным программам.

Оценка целесообразности налоговых расходов осуществляется на основании критериев:

соответствия налоговых расходов целям государственных (муниципальных) программ (целям социально-экономической политики);

востребованности предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период;

иных критериев, устанавливаемых при необходимости кураторами налоговых расходов.

В качестве критерия результативности налогового расхода определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей госпрограммы (целей социально-экономической политики), либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы субъекта РФ (муниципального образования).

Оценка результативности налоговых расходов включает:

оценку бюджетной эффективности, осуществляемой на основании сравнительного анализа результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей;

оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов за период с начала действия соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на день проведения оценки эффективности налогового расхода (Е) по установленной формуле.

Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) учитываются, в частности, при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

5. Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию».

Утвержден перечень животных, запрещенных к содержанию.

В указанный перечень включены, в числе прочего:

рептилии (в частности, некоторые виды змей, ящериц, крокодилов, черепах);

бесхвостные земноводные;

паукообразные (в том числе скорпионы и пауки типа каракурта и черной вдовы); млекопитающие (китообразные, сирены, а также хищные, такие как тюлени, моржи, львы, тигры, леопарды, пумы и т.д.), хоботные, непарно- и парнокопытные, приматы;

птицы (страусы, пеликаны, фламинго, пингвины, журавли, совы и т.д.);

хрящевые и костные рыбы (скаты, акулы, скорпены, мурены, электрические угри и пр.);

коралловые полипы - зоантарии.

6. Постановление Правительства РФ от 27.06.2019 № 819 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию».

Определены случаи, при которых допускается содержание животных, запрещенных к содержанию.

Такими случаями являются:

- временное содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе (за исключением содержания в жилых помещениях) пострадавших и (или) травмированных животных, находящихся в состоянии, не позволяющем возвратить их в среду обитания, до момента их передачи в приюты для животных, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию и реинтродукцию диких животных;

- содержание животных в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе на время их лечения и искусственного выкармливания детенышей и молодняка сотрудниками зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов, а также сотрудниками приютов и питомников для животных, организаций, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, при наличии соответствующих решений руководителей указанных организаций;

- содержание и использование животных в организациях, основной целью деятельности которых является разведение животных в целях сохранения генетического фонда объектов животного мира - в питомниках для животных, организациях, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, научных организациях.

Во всех случаях информация о принятии животных на содержание должна быть в 3-дневный срок со дня принятия направлена в территориальные органы Росприроднадзора.

7. Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 801 «О внесении изменений в критерии отбора медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации».

Установлены сроки осуществления деятельности медицинской организации, в качестве критерия для ее отбора и участия в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Согласно внесенным изменениям, такими критериями, в числе прочего, являются:

- показатель индекса Хирша медицинской организации либо суммарный показатель индекса Хирша сотрудников вновь созданной медицинской организации (в течение 5 лет после ее создания) составляет не менее 10 единиц;

- суммарный показатель импакт-фактора рецензируемых научных журналов и изданий, в том числе зарубежных, в которых за предыдущий год опубликованы результаты научных исследований медицинской организации, составляет не менее 30 единиц для медицинских организаций, созданных более 4 лет назад, либо указанный показатель составляет не менее 20 единиц для вновь созданных медицинских организаций на 4-й год после их создания, либо указанный показатель составляет не менее 10 единиц для вновь созданных медицинских организаций на 3-й год после их создания;

- наличие у медицинской организации опыта в реализации дополнительных профессиональных программ (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки), за исключением вновь созданных медицинских организаций (в течение 2 лет после их создания);

- наличие у медицинской организации опыта взаимодействия с иностранными научными и медицинскими организациями в рамках международного сотрудничества или участие в международных клинических исследованиях (испытаниях) и (или) научных программах, за исключением вновь созданных медицинских организаций (в течение 2 лет после их создания).

8. Постановление Правительства РФ от 27.06.2019 № 823 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом».

Инвалидность у детей с инсулинозависимым сахарным диабетом устанавливается до достижения 18 лет.

До внесения изменений детям с инсулинозависимым сахарным диабетом при первичном освидетельствовании устанавливалась категория «ребенок-инвалид» до достижения возраста 14 лет. По достижении этого возраста проводилось переосвидетельствование.

Поскольку в возрастной период от 14 до 18 лет возникают резкие колебания уровня сахара в крови в связи, в частности, с возрастающей физической и эмоциональной нагрузкой, что нередко создает угрозу декомпенсации заболевания и возникновения осложнений, принято решение, предусматривающие установление таким детям категории «ребенок-инвалид» до достижения возраста 18 лет.

9. Постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 834 «О внесении изменения в перечень общественно полезных услуг».

С 1 января 2020 года услуги по профилактике искусственного прерывания беременности по желанию женщины включены в перечень общественно полезных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, признанная исполнителем общественно полезных услуг, включается в соответствующий реестр и наделяется правом на приоритетное получение поддержки.

10. Постановление Правительства РФ от 06.07.2019 № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Актуализированы отдельные акты Правительства РФ по вопросу установления публичного сервитута.

Некоторые акты Правительства РФ приведены в соответствие с Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», которым, в числе прочего, был предусмотрен порядок установления публичного сервитута в отдельных целях.

Поправками, в том числе:

в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию включены сведения о размере средств, требующихся для возмещения правообладателям земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества убытков или в качестве платы правообладателям земельных участков, - в случае установления сервитута, публичного сервитута в отношении таких земельных участков;

в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов, включены процедуры принятия решения об установлении публичного сервитута, заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута;

в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 установлены перечень документов и сведений, направляемых в орган регистрации прав в случае установления или прекращения публичного сервитута, и срок их направления.

11. Постановление Правительства РФ от 04.07.2019 № 858 «Об изменении и признании утратившими силу положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Актуализированы акты Правительства РФ по вопросам обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

Настоящим Постановлением терминология, используемая в Постановлении Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», приведена в соответствие с терминологией госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710.

В частности:

актуализировано наименование Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

обновлена форма заявления (рапорта) на включение в состав участников программы.

12. Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2019 № 1391-р <О проведении в 2019 и 2020 годах Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации>

В 2019 и 2020 годах будет проводиться Всероссийская диспансеризация взрослого населения.

Органам государственной власти субъектов РФ предписано организовать проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Контроль за проведением Всероссийской диспансеризации будут осуществлять ФФОМС и Росздравнадзор.

13. Постановление Правительства РФ от 03.07.2019 № 848 «Об утверждении Положения о военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Военная подготовка в федеральных государственных вузах будет осуществляться в создаваемых при них военных учебных центрах.

Такие центры создаются для обучения граждан РФ, учащихся по очной форме по программам военной подготовки:

- для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, после получения высшего образования;

- для подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса либо солдат, матросов запаса.

Количество граждан, проходящих военную подготовку, устанавливается Минобрнауки России и федеральным органом - учредителем вуза на основании предложений Минобороны России.

Военная подготовка проводится по конкретным военно-учетным специальностям в соответствии с программами военной подготовки.

В филиале вуза допускается осуществление военной подготовки, если в нем имеются структурное подразделение военного учебного центра и учебно-материальная база.

Общее руководство военной подготовкой осуществляет ректор вуза. Непосредственное управление деятельностью центра осуществляет его начальник, который организует учебную, методическую и воспитательную работу, дополнительное профессиональное образование работников, развитие и совершенствование учебно-материальной базы. Начальник непосредственно подчиняется ректору, а по отдельным вопросам - уполномоченным должностным лицам Минобороны России.

Финансовое обеспечение обучения граждан в центре, кроме учебных сборов (стажировок), производится федеральными органами власти - учредителями вузов. Материально-техническое обеспечение военной техникой осуществляется Минобороны России.

Контроль организации деятельности центров и проведения военной подготовки осуществляется комиссиями Минобороны России в соответствии с планом проверок, согласованным с Минобрнауки России и утвержденным Министром обороны РФ, в порядке, установленном совместно Минобороны и Минобрнауки.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 06.03.2008 № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования».

14. Постановление Правительства РФ от 11.07.2019 № 882 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления федеральными органами исполнительной власти отдельных полномочий в области обращения с животными».

С 1 января 2020 года за отдельными федеральными органами исполнительной власти закреплены полномочия в области обращения с животными.

Установлено, что государственный надзор в указанной сфере осуществляют:

Россельхознадзор - в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях;

Росприроднадзор - в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и/или охраняемым международными договорами РФ (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях).

Минприроды России с указанной даты наделено полномочиями принимать порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными, а Россельхознадзор - осуществлять лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.

15. Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году».

Правительство РФ перенесло в 2020 году выходные дни 4 и 5 января на 4 и 5 мая соответственно.

Таким образом, в 2020 году устанавливаются следующие нерабочие праздничные дни:

- с 1 по 8 января;

- с 22 по 24 февраля;

- с 7 по 9 марта;

- с 1 по 5 мая;

- с 9 по 11 мая

- с 12 по 14 июня.

- 4 ноября.

16. Постановление Правительства РФ от 20.07.2019 № 947 «О внесении изменений в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

Актуализирован порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков по госконтрактам.

Скорректированы случаи направления в контрольный орган информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также перечень направляемых документов.

Сокращен с 10 до 5 рабочих дней срок проверки уполномоченным органом информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

17. Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями».

Утверждена форма типового договора на предоставление ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг собственникам жилых помещений.

Предмет договора включает предоставление услуг холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Предусмотрены права и обязанности сторон договора, порядок учета объема (количества) коммунальной услуги, а также положения, касающиеся размера платы за коммунальную услугу и порядка расчетов, ограничения, приостановления, возобновления предоставления коммунальной услуги и др. Договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаются на неопределенный срок.

Управляющая организация будет предоставлять ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, по установленному перечню.

Предусмотрены, в том числе условия для начала предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунальной услуги соответствующего вида, перечень информации, которую ресурсоснабжающая организация доводит до сведения собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме до даты начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида.

Также, в частности, скорректирован порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в части заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками помещений в многоквартирном доме и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

18. Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду».

Определен порядок проведения организациями водоотведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду подлежат применению при проведении организациями, осуществляющими водоотведение, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты, инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду объектами организаций.

Инвентаризация проводится с целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации.

Правилами, помимо прочего, устанавливается:

- порядок отбора проб для проведения инвентаризации;

- особенности определения перечня загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах организации превышает предельно допустимые концентрации, в отношении организаций, фактически не осуществляющих сброс сточных вод, либо не осуществляющих сброс менее 12 месяцев подряд;

- особенности проведения оценки результатов анализа сточных вод в случае одновременного использования водного объекта или его части для различных нужд;

- порядок формирования перечня загрязняющих веществ, сбрасываемых организацией, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации;

- требования к содержанию отчета об инвентаризации сбросов;

- сроки действия результатов инвентаризации;

- основания проведения досрочной повторной инвентаризации сбросов;

- перечень загрязняющих веществ, в отношении которых проводится инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

- периодичность отбора проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Обновлено 12.01.2021