Изменения федерального отраслевого законодательства (март- апрель 2019)
Комитетом правового обеспечения Ленинградской области в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 05.07.2013 № 480-рг «О проведении мониторинга изменений отраслевого федерального законодательства, подготовке предложений в план законопроектной деятельности Правительства Ленинградской области и осуществлении мер по профилактике коррупции» осуществлен анализ изменений отраслевого федерального законодательства в марте 2019 года – апреле 2019 года (с 20.03.2019 г. по 20.04.2019 г.).
По итогам проведенного правового анализа считаем, что необходимо отметить следующие изменения федерального законодательства.
Указ Президента РФ от 30.03.2019 № 135 «О призыве в апреле - июле 2019 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву».
В России начался «весенний» призыв на военную службу.
С 1 апреля по 15 июля 2019 г. на военную службу будут призваны 135 000 граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе и подлежащие в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок военной службы по призыву которых истек, подлежат увольнению с военной службы.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральные законы
1. Федеральный закон от 01.04.2019 № 44-ФЗ «О внесении изменения в статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Из КоАП РФ исключено понятие «дачный дом».
В целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключено используемое в статье 9.16 КоАП РФ ("Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности") понятие «дачный дом».
2. Федеральный закон от 01.04.2019 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Субъектам РФ и муниципальным образованиям разрешили привлекать для продажи имущества профессиональных продавцов из перечня, утверждаемого Правительством РФ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" к компетенции Правительства РФ в сфере приватизации относится, помимо прочего, утверждение перечня юридических лиц для организации продажи приватизируемого имущества и (или) осуществления функций продавца.
Настоящим Федеральным законом органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления разрешено привлекать вышеуказанных профессиональных продавцов к организации и (или) проведению продажи приватизируемого имущества.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2019 года.
3. Федеральный закон от 01.04.2019 № 50-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Расширены контролирующие полномочия Правительства РФ в сфере закупок.
В частности:
Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению единого порядка осуществления контроля в сфере закупок;
на Правительство РФ возлагаются полномочия по определению порядка оценки эффективности деятельности органов контроля в сфере закупок;
органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, предоставляется право осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, на основании соглашений между субъектами РФ и находящимися на их территориях муниципальными образованиями;
устанавливается запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля.
Кроме того, устанавливается, что жалоба, поданная в контрольный орган в сфере закупок участником закупки, находящимся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возвращается ему без рассмотрения.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2019 года.
4. Федеральный закон от 01.04.2019 № 52-ФЗ «О внесении изменения в статью 23.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Расширен перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор.
К таким лицам теперь относятся не только главные государственные ветеринарные инспектора федеральных органов исполнительной власти в области обороны и в сфере внутренних дел, но и в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, оборота оружия, частной охранной деятельности, вневедомственной охраны, исполнения уголовных наказаний, государственной охраны, в области обеспечения безопасности РФ, а также главные государственные ветеринарные инспектора их территориальных органов, их заместители.
5. Федеральный закон от 01.04.2019 № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Страховой номер индивидуального лицевого счета будет применяться для идентификации физлица при получении им государственных и муниципальных услуг.
Подписан закон о совершенствовании индивидуального (персонифицированного) учета (ИПУ) и расширении направлений его использования.
Вносятся изменения в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", устанавливающие правовую основу организации персонифицированного учета не только в целях реализации прав в системе обязательного пенсионного страхования, как это было ранее, но и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В частности, введено понятие «зарегистрированные лица» - это физлица, которым открыт индивидуальный лицевой счет. В свою очередь устанавливается, что «индивидуальный лицевой счет» - это электронный документ, содержащий сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах ПФР.
Индивидуальный лицевой счет открывается на каждого гражданина РФ, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории РФ.
Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете сведения систематически уточняются и дополняются, в том числе на основании информации, полученной от органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, и иных организаций.
Устанавливаются обязанности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в том числе по передаче сведений в органы ПФР, а также уточняются полномочия органов ПФР в целях организации межведомственного обмена информацией.
Предусматривается ответственность органов и должностных лиц, участвующих в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах.
Срок хранения документов, содержащих сведения ИПУ в письменной форме, составляет, как и ранее, не менее шести лет. А в отношении документов в электронной форме установлен иной срок - не менее семидесяти пяти лет.
Законом также исключаются положения, касающиеся страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Его заменит документ, подтверждающий регистрацию в системе ИПУ. При этом СНИЛС сохраняют свое действие и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе ИПУ.
6. Федеральный закон от 01.04.2019 № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Подписан Закон об индексации пенсий сверх прожиточного минимума пенсионера.
Согласно действующим правилам каждая новая индексация увеличивает размер пенсии и пропорционально уменьшает размер социальной доплаты до прожиточного минимума пенсионера.
Поправки в Закон о государственной социальной помощи позволят сначала доводить общую сумму доходов пенсионера до прожиточного минимума, а затем проводить индексацию пенсии.
Согласно Закону размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении должен определяться как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат.
При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат (страховой и накопительной пенсий, а также ежемесячной денежной выплаты), в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера будут включаться указанные выплаты без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.
Если с 1 января текущего года изменяется величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъекте РФ, то при определении размера социальной доплаты к пенсии в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера будут включаться размеры указанных выше денежных выплат, с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.
При этом установлено, что суммы выплат, рассчитанные по новым правилам и причитающиеся пенсионеру с 1 января 2019 года, должны быть выплачены не позднее 1 июля 2019 года.
Кроме того, Законом уточнен порядок определения величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России и в каждом субъекте РФ (для субъектов РФ определение данной величины будет регламентироваться правилами, утверждаемыми Правительством РФ).
7. Федеральный закон от 15.04.2019 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации».
С 1 октября 2019 года размещение гостиниц в многоквартирных домах будет под запретом.
С указанной даты вступит в силу Федеральный закон, согласно которому жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.
8. Федеральный закон от 15.04.2019 № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 170 и 179 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Целевые денежные средства, формирующие фонд капитального ремонта многоквартирных домов, должны учитываться отдельно от других доходов регионального оператора.
Принятым законом выделены в отдельный источник формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта. Указанные средства зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фонда капитального ремонта.
Иные денежные средства, полученные региональным оператором, не относящиеся к фонду, подлежат зачислению на отдельный счет.
Предполагается, что данное изменение позволит доходы, формирующие фонд капитального ремонта, не облагать налогом на прибыль организаций (Письмом ФНС России от 04.06.2015 N ГД-4-3/9639@ была доведена позиция Минфина России, согласно которой проценты от размещения временно свободных денежных средств, находящихся на счете регионального оператора, не относятся к целевым средствам, составляющим фонд капитального ремонта, и подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке).
Кроме того, законом предоставлено право открывать счета для учета средств фонда не только в российских кредитных организациях, которые соответствуют установленным требованиям, но и в территориальных органах Федерального казначейства либо финансовых органах субъектов РФ.
9. Федеральный закон от 15.04.2019 № 62-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».
В БК РФ закреплен новый принцип зачисления доходов от уплаты штрафов.
Поправками, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, установлено правило зачисления в бюджеты доходов от уплаты штрафов, согласно которому: уплаченные суммы за административные правонарушения должны поступать в полном объеме в тот бюджет, из которого осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, налагающего штраф; в части правонарушений в финансовой сфере - в тот бюджет, из которого были предоставлены бюджетные средства; суммы административных штрафов, установленные федеральными законами, будут зачисляться в федеральный бюджет, законами субъектов РФ - в региональный бюджет, муниципальными правовыми актами - в муниципальные бюджеты.
Штрафы, назначенные за нарушение Правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортного средства, будут поступать в доходы региональных бюджетов по месту нахождения должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа (направившего дело на рассмотрение в суд).
Если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, то суммы штрафов будут зачисляться (если не установлено иное) в бюджет субъекта РФ и бюджет муниципалитета по нормативу 50 процентов в каждый.
Одновременно приняты поправки, направленные на компенсацию выпадающих доходов региональных и местных бюджетов в связи с принятием данного Закона, - в том числе увеличены нормативы зачисления в бюджеты субъектов РФ платы за НВОС, акцизов на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию.
Закон вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением пункта 7 статьи 1 Закона, вступающего в силу со дня его опубликования.
Подзаконные акты.
1. Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 293 «О внесении изменений в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Определены особенности проведения оценки заявок и предложений при госзакупках работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту отдельных объектов.
Предусмотрено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается госконтракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автодорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
При этом устанавливается один или несколько показателей такого критерия, а именно: общая стоимость исполненных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу, общее количество таких исполненных контрактов, наибольшая цена одного из исполненных контрактов.
Кроме того, уточнены предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки данных видов работ.
2. Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 294 «О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99».
Установлены дополнительные требования к участникам закупок, проводимых в отношении строительства некоторых объектов.
Постановлением установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов:
при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей - наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей; не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей;
при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей - наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей - наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
3. Постановление Правительства РФ от 27.03.2019 № 320 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах, возникающих в результате предоставления гражданам государственной социальной услуги в виде бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении при условии ведения персонифицированного учета поездок».
Железнодорожные перевозчики смогут компенсировать свои расходы на предоставление пассажирам бесплатного проезда за счет федеральных субсидий.
Данные субсидии ежегодно предоставляются организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров в пригородных поездах в регулируемом сегменте пригородных пассажирских перевозок, предоставившим гражданам услугу по бесплатному проезду в отчетном периоде на основании государственного контракта, заключенного с Минтрудом России, и осуществившим ведение персонифицированного учета поездок, в целях компенсации части потерь в доходах, возникающих в результате предоставления этой услуги. В 2019 году отчетным признается период 2017 - 2018 годов.
Для получения субсидии перевозчик не позднее 30 марта года, следующего за отчетным, представляет в Росжелдор заявление о заключении соглашения и реестр разовых билетов за отчетный период (форма приведена в приложении). В течение 10 дней со дня получения от Росжелдора результатов сверки перевозчик представляет справку (в произвольной форме) о своем соответствии установленным требованиям для заключения соглашения.
4. Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2019 № 510-р <Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды>.
Для определения индекса качества городской среды будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.
Индикаторы характеризуют типы пространств города: жилье, общественно-деловую и социально-досуговую инфраструктуры, озеленение территорий, уличную инфраструктуру, общегородское пространство.
Индикаторы также распределены по факторам, формирующим среду обитания: безопасность, комфортность, экологичность, идентичность и разнообразие, современность среды и эффективность управления органов власти.
Формирование индекса качества городской среды ежегодно, до 1 ноября, обеспечивает Минстрой России.
Федеральным проектом "Формирование комфортной городской среды" нацпроекта "Жилье и городская среда" к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза.
5. Постановление Правительства РФ от 26.03.2019 № 319 «О единой информационной системе жилищного строительства».
Определен порядок размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства.
Утверждены:
требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования ЕИСЖС;
правила взаимодействия Минстроя России, Росреестра, контролирующих органов, Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства, уполномоченных банков и застройщиков при использовании ими информационных ресурсов ЕИСЖС, в том числе личных кабинетов;
правила хранения и обработки информации, содержащейся в ЕИСЖС;
правила взаимодействия ЕИСЖС с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и взаимодействия иных информационных систем с ЕИСЖС, а также единые форматы для информационного взаимодействия иных информационных систем с ЕИСЖС.
Установлены в том числе способы размещения информации в ЕИСЖС застройщиками, контролирующими органами, Минстроем России, органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства и лицами, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами обязаны размещать информацию в ЕИСЖС, и перечень информации.
Постановление вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования.
6. Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 295 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101».
Росмолодежь уполномочена принимать решения о блокировании сайтов с информацией, направленной на вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, угрожающие жизни и здоровью.
Такие ресурсы по решению Росмолодежи будут вноситься в реестр запрещенной информации.
Основанием для включения ресурса в реестр теперь также является постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в Интернете, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
7. Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076».
Ужесточена ответственность за несоблюдение условий договора о целевом обучении выпускников и заказчиков такого обучения.
Правительством РФ обновлены правила приема на целевое обучение по программам высшего и среднего специального образования.
Определено, в частности, что в случаях неисполнения заказчиком обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение по программам высшего образования за счет федерального бюджета в пределах установленной квоты, или гражданином, принятым на целевое обучение, обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, заказчик или гражданин выплачивают штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на обучение гражданина.
Прием на целевое обучение по программам высшего образования за счет федерального, региональных или местных бюджетов осуществляется в пределах квоты, установленной Правительством РФ, региональным органом или органом местного самоуправления соответственно.
По инициативе заказчика или гражданина в число сторон договора о целевом обучении включаются образовательная организация, в которую поступает гражданин, и (или) организация-работодатель. Договором также устанавливается, что обязательства заказчика по трудоустройству гражданина будут исполнены посредством заключения трудового договора с гражданином или между гражданином и организацией-работодателем на неопределенный срок или на срок, составляющий не менее 3 лет. Договором могут устанавливаться условия оплаты труда гражданина в период осуществления им трудовой деятельности, в том числе минимальный уровень оплаты труда, а также период времени, до истечения которого гражданин обязан заключить трудовой договор с заказчиком или организацией-работодателем после завершения обучения.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 27.09.2013 № 1076, которым был утвержден ранее действующий порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.
8. Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Утвержден перечень видов регионального государственного контроля (надзора) при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.
В указанный перечень включено 7 видов регионального государственного надзора: экологический, строительный, жилищный, надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, надзор в области регулируемых государством цен (тарифов) и ветеринарный надзор.
Постановление направлено на реализацию положений Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон № 316-ФЗ), в соответствии с которыми Правительство РФ наделено полномочиями по определению соответствующего перечня.
В целях реализации полномочий Правительства РФ по установлению особенностей проведения мероприятий по контролю (иной периодичности проведения плановых проверок, установлению случаев, когда плановые проверки не проводятся) для видов регионального государственного контроля (надзора), приложение к Правилам отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806, дополняется особенностями проведения мероприятий по контролю при проведении регионального государственного контроля (надзора).
Кроме того, в соответствие с Федеральным законом № 316-ФЗ приведены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166.
9. Постановление Правительства РФ от 28.03.2019 № 350 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318».
В новой редакции изложена государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы».
Программа направлена, в частности, на повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса.
В перечне поставленных задач - обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия; обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики.
Программа рассчитана на период реализации 2013 - 2024 годы с общим объемом бюджетных ассигнований федерального бюджета 432279146,2 тыс. рублей.
Программа включает в себя подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» и «Стратегическое управление лесным хозяйством».
10. Постановление Правительства РФ от 27.03.2019 № 322 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе».
Установлены общие требования к правовым актам, определяющим в соответствии с бюджетным законодательством порядок предоставления юридическим и физическим лицам грантов в форме субсидий.
Правовые акты должны содержать в том числе:
общие положения о предоставлении грантов (в частности, категории получателей грантов или критерии отбора для получателей грантов);
порядок проведения отбора лиц для предоставления им грантов (в т.ч. основания для отказа в участии в отборе, в том числе в случае несоответствия участника отбора определенным требованиям);
условия и порядок предоставления грантов (в числе прочего основания для отказа в предоставлении гранта);
требования к отчетности;
порядок осуществления контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления грантов.
11. Постановление Правительства РФ от 28.03.2019 № 343 «Об утверждении нормативов затрат на обеспечение дополнительных гарантий прав на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в соответствии с пунктами 4, 6, 7 и 9 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», методики расчета объемов финансового обеспечения указанных дополнительных гарантий и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. № 1117».
Утверждены нормативы затрат на обеспечение дополнительных гарантий прав на образование сирот и методика расчета объемов финансового обеспечения дополнительных гарантий.
Постановлением устанавливаются значения (порядок определения значений) нормативов затрат:
на обеспечение бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем;
на обеспечение бесплатным питанием;
на выплату выпускникам единовременного денежного пособия;
на выплату ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей;
на обеспечение бесплатным проездом на городском и пригородном транспорте, внутрирайонном транспорте (для сельской местности), а также бесплатным раз в год проездом к месту жительства и обратно, к месту учебы.
Определена методика расчета объемов финансового обеспечения указанных расходов. Установлены значения территориального корректирующего коэффициента к нормативам затрат на обеспечение дополнительных гарантий.
Постановление применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
12. Постановление Правительства РФ от 28.03.2019 № 348 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения».
Уточнены положения государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения».
Целью реализации государственной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. В задачи программы входит обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы, повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан, внедрение культуры безопасности труда.
Срок реализации программы - 2013 - 2024 годы. Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 807713843,8 тыс. рублей.
13. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 360 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики».
Актуализирована госпрограмма РФ «Реализация государственной национальной политики».
Поправками, в частности:
уточнены цели Программы (к ним отнесены в том числе укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов);
скорректированы объемы бюджетных ассигнований Программы;
пересмотрены приоритеты и цели государственной национальной политики РФ, включая общие требования к ее реализации субъектами РФ;
включены сведения о показателях (индикаторах) Программы и ее подпрограмм, их значениях в разрезе субъектов РФ.
14. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
Утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», направленная на создание условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
В перечне задач Программы: обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов; обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
Программа рассчитана на период 2011 - 2025 годов, общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702312949,4 тыс. рублей.
Признано утратившим силу, в числе прочего, Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» с внесенными в него изменениями.
15. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 373 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования».
Скорректирована государственная программа Российской Федерации «Развитие образования».
Согласно новой редакции программы, она будет реализовываться по направлениям (подпрограммам): "Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования", "Развитие дошкольного и общего образования", "Развитие дополнительного образования детей и реализация молодежной политики", "Совершенствование управления системой образования".
Срок реализации программы - 2018 - 2025 годы. Общий объем финансового обеспечения государственной программы составляет 4930873417,9 тыс. рублей.
16. Постановление Правительства РФ от 01.04.2019 № 388 «О внесении изменения в пункт 2 перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».
Удержание алиментов с компенсации за использование личного транспорта в служебных целях не производится.
Изменения внесены в подпункт "п" пункта 2 "Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей", положения которого признаны частично не соответствующими Конституции РФ (Постановление КС РФ от 01.02.2019 N 7-П), поскольку позволяли удерживать алименты с компенсации за использование личного транспорта.
Суд указал, что компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях не относится к реальному доходу работника и направлена на возмещение затрат, связанных с износом и использованием имущества.
17. Распоряжение Правительства РФ от 06.04.2019 № 656-р «Об утверждении комплекса мер по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений на 2019 - 2021 годы».
На 2019 - 2021 годы определен комплекс мер по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений.
Предусматривается, в частности:
анализ практики предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в субъектах РФ с учетом проработки вопроса по возрастным категориям указанных лиц, имеющих право на обеспечение жильем;
подготовка изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленных на расширение форм и механизмов обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в целях сокращения численности лиц из числа детей-сирот, своевременно не обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 23 лет и старше);
подготовка проекта модельного нормативного правового акта субъекта РФ, регламентирующего вопросы осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками, которыми являются дети-сироты и лица из их числа, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также контроля за распоряжением указанными жилыми помещениями.
Признано утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 22 января 2015 г. № 72-р.
18. Постановление Правительства РФ от 26.03.2019 № 318 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891».
Актуализированы Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан и требования к подбору подходящей работы.
Указанные нормативные правовые акты приведены в соответствие с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
В тексте данных актов после слов "по последнему месту работы" включено дополнение "службы". Также в требованиях к подбору подходящей работы уточнено, что оплачиваемая работа считается подходящей для граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения более 12 месяцев (ранее - 18 месяцев).
19. Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».
Установлены правила формирования списка детей-сирот, имеющих право на обеспечение жилым помещением в субъекте РФ.
Правилами определяется, в частности:
- перечень лиц, подлежащих включению в список;
- требования к заявлению о включении в список по месту жительства;
- перечень документов, прикладываемых к заявлению;
- сроки рассмотрения заявления;
- основания принятия решения о включении в список или об отказе во включении в список;
- требования к содержанию и структуре списка;
- порядок и основания исключения из списка.
В приложении к Постановлению приводится форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
20. Постановление Правительства РФ от 28.03.2019 № 339 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей».
Период субсидирования ипотечных кредитов по сниженным ставкам, предоставленных семьям с детьми, продлен на весь срок действия договора
Российские семьи, у которых в период с начала 2018 по конец 2022 года появится второй и (или) последующий ребенок, могут получить льготную ипотеку на покупку жилья.
На возмещение недополученных доходов по ипотечным кредитам АО "ДОМ.РФ" и кредитным организациям предоставляются субсидии.
Правила предоставления субсидий предусматривали периоды субсидирования на срок три, пять или 8 лет. Согласно внесенным поправкам субсидии будут предоставляться в течение всего срока действия кредитного договора (договора займа).
Внесенными изменениями также, в частности, предоставляется возможность воспользоваться условиями программы субсидирования при рефинансировании ранее полученных кредитов.
21. Постановление Правительства РФ от 06.04.2019 № 410 «Об утверждении Правил предоставления негосударственному музею статуса негосударственного музея федерального значения».
Определены требования к негосударственным музеям федерального значения.
Статус негосударственного музея федерального значения предоставляется негосударственным музеям, соответствующим следующим требованиям:
владение на праве оперативного управления или безвозмездного пользования не менее чем 5 культурными ценностями, имеющими особое значение в соответствии с законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей, входящими в коллекцию негосударственного музея, либо не менее чем 1000 музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда РФ;
владение на праве оперативного управления, аренды или безвозмездного пользования нежилым помещением на территории РФ общей площадью не менее 1500 кв. метров для осуществления своей деятельности, в том числе нежилым помещением общей площадью не менее 1000 кв. метров для размещения постоянной экспозиции и (или) временных выставок;
организация в выставочном помещении негосударственного музея не менее 5 выставочных проектов в год по тематике негосударственного музея, доступных для неограниченного круга посетителей не менее 200 дней в году, в том числе с экспонированием культурных ценностей, имеющих особое значение;
прием не менее 300 000 посетителей в год в экспозициях и на выставках в экспозиционно-выставочных помещениях негосударственного музея;
обеспечение посетителей экскурсионным обслуживанием и техническими средствами для экскурсионного обслуживания;
участие не менее 2 раз за календарный год в культурно-просветительских и культурно-массовых мероприятиях;
осуществление научно-исследовательской работы по тематике негосударственного музея (не менее 2 научных публикаций по тематике негосударственного музея);
проведение не менее 30 просветительских мероприятий (лекции, мастер-классы, семинары, публичные дискуссии) по тематике негосударственного музея в календарном году.
Решение о предоставлении статуса принимается Правительством РФ на основании поданной музеем в Минкультуры России заявки по результатам проведения экспертной комиссией проверки музея на предмет соответствия установленным требованиям.
Статус предоставляется негосударственному музею на 3 года со дня издания соответствующего распоряжения Правительства РФ.
22. Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 № 440 «О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Усовершенствована система оказания паллиативной медицинской помощи.
В соответствии с поправками, внесенными в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, в том числе:
в целях предоставления паллиативной медицинской помощи определен порядок обеспечения медицинских организаций необходимыми лекарственными препаратами, в том числе наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека для использования на дому по перечню, утверждаемому Минздравом России;
в рамках проведения профилактических мероприятий органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья обеспечивают организацию прохождения гражданами профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, в том числе в вечерние часы и субботу, а также предоставляют гражданам возможность дистанционной записи на медицинские исследования;
профилактические мероприятия организуются в том числе для выявления болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний, формирующих основные причины смертности населения;
предусмотрен порядок возмещения субъектом РФ, на территории которого гражданин зарегистрирован по месту жительства, субъекту РФ, на территории которого гражданину фактически оказана медицинская помощь, затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, и паллиативной медицинской помощи;
уточнены средние нормативы объема медицинской помощи для проведения профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации, включая выявление онкологических заболеваний, установлены нормативы для оказания паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому;
определено, что сроки установления диагноза онкологического заболевания не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения исследований;
критерии доступности и качества медицинской помощи дополнены показателями, отражающими в том числе долю впервые выявленных онкологических заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации, в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных онкологических заболеваний в течение года, долю пациентов, получающих обезболивание в рамках оказания паллиативной медицинской помощи, в общем количестве пациентов, нуждающихся в обезболивании при оказании паллиативной медицинской помощи.
23. Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 № 433 «Об определении страховых сумм по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации по договорам страхования жилых помещений, заключенным в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, и Правил расчета максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования».
Утверждены правила расчета максимального размера ущерба причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, подлежащего возмещению с использованием механизма добровольного страхования.
Установлено, что участие страховщика по договору страхования в возмещении ущерба, причиненного жилому дому, квартире, иному виду жилого помещения, определенного ЖК РФ, в случае утраты (гибели) в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, застрахованного в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной в соответствии с пунктом 1 статьи 111 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определяется в предельных значениях страховой суммы от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (далее - минимальный объем обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации).
При этом конкретный размер минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в пределах указанных значений устанавливается в программе единым в отношении всех жилых помещений, расположенных на территории субъекта РФ, либо дифференцируется с учетом следующих факторов:
кадастровая стоимость жилых помещений ниже максимального значения минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, составляющего 500 тыс. рублей;
степень физического износа жилых помещений свыше 60%;
типы жилых помещений (кирпичное, крупноблочное, крупнопанельное, из монолитного бетона, облегченных блоков и др.);
виды жилых помещений (жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната);
иные обстоятельства, имеющие существенное значение при определении минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, указанные в программе.
Постановление вступает в силу с 4 августа 2019 года.
24. Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 № 437 «О внесении изменений в Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме».
Подрядным организациям предоставлена возможность увеличения до 1 октября 2019 года цены заключенного договора на проведение капремонта в связи с ростом НДС.
Скорректированы правила привлечения подрядных организаций для проведения капремонта в многоквартирных домах. В частности:
уточняется круг работ, связанных с ремонтом лифтового оборудования, для проведения которых проводится предварительный отбор подрядных организаций;
определены последствия признания электронного аукциона несостоявшимся и незаключения договора о проведении капитального ремонта с единственным участником электронного аукциона;
уточняется перечень сведений, вносимых в реестр недобросовестных подрядных организаций;
устанавливаются положения об аудите и контроле закупок в сфере капитального ремонта многоквартирных домов.
25. Постановление Правительства РФ от 11.04.2019 № 419 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 г. № 1466».
Соцвыплаты по безработице, детские пособия, а также выплаты чернобыльцам будут перечисляться на карту "МИР".
Кредитные организации обязаны зачислять на банковские счета физлиц, операции по которым осуществляются с использованием карты "Мир", выплаты, определенные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 N 1466.
Помимо пенсий и социальных выплат военным и сотрудникам некоторых правоохранительных органов, теперь в перечень включены иные социальные выплаты, осуществляемые за счет средств бюджетов: социальные выплаты безработным гражданам, выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, государственные пособия гражданам, имеющим детей.
26. Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 № 434 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Обновлены правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов.
Определено, что Минпросвещения России обеспечивает разработку проектов стандартов общего и среднего профессионального образования и вносимых в них изменений. Это касается в том числе проектов стандартов по программам среднего профессионального образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой (по согласованию с Минтрансом России).
Минобрнауки России обеспечивает разработку проектов стандартов высшего образования и вносимых в указанные стандарты изменений, в том числе проектов стандартов:
- по специальностям и направлениям подготовки высшего образования, включенным в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки", - по согласованию с Минпросвещения России;
- по программам ассистентуры-стажировки - по согласованию с Минкультуры России;
- по программам ординатуры - по согласованию с Минздравом России;
- по программам высшего образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, - по согласованию с Минтрансом России.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661, которым были утверждены ранее действовавшие правила.
27. Постановление Правительства РФ от 15.04.2019 № 454 «О внесении изменения в перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами».
Расширен перечень лиц, которые могут назначаться ответственными за организацию обработки персональных данных в государственном или муниципальном органе.
В перечень включены работники указанного органа, замещающие должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, на основании трудового договора. Ранее в перечень входили только государственные или муниципальные служащие данного органа.