Изменения федерального отраслевого законодательства (январь - февраль 2019)
Комитетом правового обеспечения Ленинградской области в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 05.07.2013 № 480-рг «О проведении мониторинга изменений отраслевого федерального законодательства, подготовке предложений в план законопроектной деятельности Правительства Ленинградской области и осуществлении мер по профилактике коррупции» осуществлен анализ изменений отраслевого федерального законодательства в январе 2019 года – феврале 2019 года (с 20.01.2019 г. по 20.02.2019 г.).
По итогам проведенного правового анализа считаем, что необходимо отметить следующие изменения федерального законодательства.
1. Указ Президента РФ от 30.01.2019 № 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества».
Неправительственные НКО смогут получить гранты Президента РФ на развитие гражданского общества.
Цель предоставления грантов - обеспечение государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Гранты предоставляются организациям, осуществляющим деятельность по следующим направлениям:
- социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
- охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- поддержка молодежных проектов по отдельным видам деятельности;
- поддержка проектов в области науки, образования, просвещения;
- поддержка проектов в области культуры и искусства;
- выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства;
- сохранение исторической памяти;
- защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных;
- охрана окружающей среды и защита животных;
- укрепление межнационального и межрелигиозного согласия;
- развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников;
- развитие институтов гражданского общества.
Гранты предоставляются по результатам конкурсов, которые проводятся не реже двух раз в год Фондом-оператором с участием Координационного комитета.
2. Указ Президента РФ от 08.02.2019 № 48 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 368 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр».
Ежемесячная президентская стипендия спортсменам и тренерам российских сборных команд увеличена с 32 тыс. до 50 тыс. рублей.
Стипендия Президента РФ предназначена спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд РФ по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр.
Всего установлено 3000 стипендий, в том числе до 700 по видам спорта, включенным в программы Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр.
Новый размер стипендии распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
Федеральные законы
1. Федеральный закон от 22.01.2019 № 1-ФЗ «О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Органы исполнительной власти субъектов РФ не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату взносов на капремонт.
Устанавливается, что орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату гражданами ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в целях предоставления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ компенсации расходов на оплату взносов на капитальный ремонт.
Информацию о наличии у граждан задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение получает у регионального оператора либо владельца специального счета по запросу в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.
Региональный оператор и владелец специального счета обязаны предоставить такую информацию в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса.
2. Федеральный закон от 06.02.2019 № 3-ФЗ «О внесении изменений в статьи 21 и 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Уточнены полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам защиты прав коренных малочисленных народов РФ.
Так, к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ отнесено осуществление мер по защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств на региональном уровне.
К вопросам местного значения муниципального района и городского округа отнесена разработка и осуществление мер, направленных на реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств на уровне местного самоуправления.
3. Федеральный закон от 06.02.2019 № 7-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Установлена административная ответственность за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в таком реестре.
Согласно настоящему Федеральному закону, непредставление должностным лицом сведений, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов, неразмещение или нарушение установленных законодательством РФ порядка и (или) сроков размещения в данном реестре указанных сведений, размещение указанных сведений в данном реестре не в полном объеме либо размещение в данном реестре заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В случае повторного нарушения размер административного штрафа составит от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
4. Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
Установлено, что воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны, в числе прочего, направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете; вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Подзаконные акты.
1. Постановление Правительства РФ от 22.01.2019 № 23 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования».
Расширен перечень мероприятий в сфере развития образования, по которым регионы смогут получить федеральные субсидии.
Теперь субсидии предоставляются, в том числе, на:
1) реализацию мероприятий федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», в частности, на:
- обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков;
- поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание центров выявления и поддержки одаренных детей;
- создание новых мест дополнительного образования детей;
- внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
- создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов;
- создание сети ресурсных центров по поддержке добровольчества;
- реализация практик поддержки и развития волонтерства;
2) создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности;
3) модернизацию инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах РФ;
4) модернизацию инфраструктуры дошкольного образования (строительство зданий дошкольных организаций и т.п.);
5) создание в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирования условий для получения качественного общего образования до 2025 года.
Кроме того, предусмотрена выдача грантов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках реализации отдельных мероприятий национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика». Цель грантов - реализация пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», а также господдержка НКО в целях оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей, в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей».
2. Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 № 34 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Расширен перечень мероприятий в сфере здравоохранения, по которым субъекты РФ будут субсидироваться из федерального бюджета.
Утверждены правила предоставления в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» федеральных субсидий на:
1) предупреждение и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями:
- закупку диагностических средств для выявления туберкулеза и мониторинга лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя;
- закупку диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и (или) C;
- повышение информированности граждан по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, а также заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией;
2) капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности, предназначенные для борьбы с онкологическими заболеваниями и развития детского здравоохранения;
3) на закупку авиационных работ для оказания помощи авиамедицинской выездной бригадой скорой медицинской помощи;
4) оказание гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования;
5) развитие материально-технической базы детских поликлиник и поликлинических отделений: обеспечение их медицинскими изделиями и созданием в них организационно-планировочных решений внутренних пространств, обеспечивающих комфортность, включая оснащение входа автоматическими дверями, крытую колясочную, отдельный вход для больных детей, открытую регистратуру с инфоматом, электронное табло с расписанием приема врачей, колл-центр, игровую зону для детей, кабинет неотложной помощи детям, систему навигации, зону комфортного пребывания в холлах;
6) единовременные компенсационные выплаты медработникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тысяч человек;
7) развитие системы паллиативной медицинской помощи:
- обеспечение лекарственными препаратами, в том числе для обезболивания;
- обеспечение медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, медицинскими изделиями, в том числе для использования на дому;
8) реализацию региональных проектов в рамках создания единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения, в том числе - закупку:
- серверного, информационно-телекоммуникационного оборудования и иных комплектующих;
- услуг по разработке медицинских информационных систем, а также государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов РФ;
9) развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов или офисов врачей общей практики в сельской местности.
3. Постановление Правительства РФ от 25.01.2019 № 40 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
Определены правила предоставления субсидий регионам на развитие физкультуры и спорта.
Субсидии предоставляются на:
1) приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние по следующим направлениям:
- развитие материально-технической базы спортивных школ олимпийского резерва;
- совершенствование спортивной подготовки по хоккею;
2) оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием по следующим направлениям:
- создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование ГТО;
- создание или модернизация физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта;
- создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.
3) создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры региональной (муниципальной) собственности для занятий физкультурой и спортом (при этом объекты спорта могут создаваться в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства).
4) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в рамках реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография».
Субсидии предоставляются на основании соглашения, подготавливаемого и заключаемого в государственной системе «Электронный бюджет». Установлены правила расчета размера субсидий.
Уточнено, что оценка эффективности использования субсидии осуществляется Минспортом России на основе установленного соглашением и фактически достигнутого результата использования субсидии в отчетном финансовом году.
Признаны утратившими силу утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 302:
- Правила предоставления субсидий в целях софинансирования капитальных вложений в объекты региональной (муниципальной) собственности, не включенные в ФЦП, в рамках госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта»;
- Правила предоставления субсидий на приобретение оборудования для физкультурно-оздоровительных комплексов, включая металлоконструкции и металлоизделия.
4. Постановление Правительства РФ от 25.01.2019 № 41 «О внесении изменений в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Закреплен запрет установления заказчиком не предусмотренных Законом о контрактной системе критериев оценки заявок, окончательных предложений при проведении запроса предложений в сфере госзакупок.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд приведены в соответствие с Федеральным законом от 03.08.2018 № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Этим Законом было установлено, что заказчик не вправе определять по своему усмотрению не предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также обязан применять величины значимости критериев. Такими критериями являются, в том числе, цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки.
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.01.2019 № 98-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год».
Утверждена программа по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год.
Перечень мероприятий Программы включает в себя, в числе прочего:
включение в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся компетенции, позволяющей выработать нетерпимое отношение к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности - содействовать пресечению такого поведения;
обновление основных общеобразовательных программ с учетом Концепции антикоррупционного воспитания (формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся) и методических рекомендаций по антикоррупционному воспитанию и просвещению обучающихся;
проведение открытых уроков и классных часов с участием сотрудников правоохранительных органов;
проведение общественных акций в целях антикоррупционного просвещения и противодействия коррупции, в том числе приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря.
6. Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 № 32 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году».
На 4,3 процента проиндексируют с 1 февраля 2019 года ряд выплат, пособий и компенсаций.
Речь идет о социальных выплатах, предусмотренных, в частности: Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»; Федеральным законом «О ветеранах»; Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» и пр.
7. Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 № 30 «О внесении изменения в Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения».
Определен порядок установления тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения
После окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения в виде формулы двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. При этом компонент на тепловую энергию определяется равным цене на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в соответствии с договором поставки тепловой энергии (мощности), заключаемым в ценовых зонах теплоснабжения согласно части 2 статьи 23.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Цена на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, определяется соглашением сторон договора теплоснабжения, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов.
8. Постановление Правительства РФ от 31.01.2019 № 67 «О размерах единовременного денежного поощрения лучших работников системы социального обслуживания в 2019 году».
В 2019 году размер денежного поощрения призерам конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания» остался на уровне 2018 года.
Определено, что в 2019 году, как и в предыдущем году, единовременное денежное поощрение выплачивается в следующих размерах:
- 440 тыс. рублей - за первые места;
- 240 тыс. рублей - за вторые места.
Обычный размер денежного поощрения, подлежащий применению с 2011 года, был установлен Постановлением Правительства РФ от 01.03.2011 № 121 и составляет:
- 500 тыс. рублей - за первые места;
- 300 тыс. рублей - за вторые места.
Начиная с 2015 года Правительством РФ устанавливались временные пониженные размеры денежного поощрения.
9. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах».
Утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах.
В рамках реализации Концепции планируется, в частности:
- распространение практики применения «бюджетных правил» на субъекты РФ, доходная составляющая бюджета которых зависит от конъюнктурных доходов, что позволит таким регионам нивелировать влияние флуктуации цен на мировых рынках (как краткосрочных, так и долгосрочных сырьевых суперциклов) на их внутренние макроэкономические условия;
внедрение усовершенствованной системы оценки долговой устойчивости субъектов РФ и муниципальных образований с предъявлением к ним требований различной степени жесткости в зависимости от отнесения к конкретной группе риска;
- внедрение в систему управления государственными финансами обзоров бюджетных расходов, при этом под обзорами бюджетных расходов понимается систематический анализ базовых (постоянных) расходов бюджета, направленный на определение и сравнение различных вариантов экономии бюджетных средств, выбор и практическую реализацию наиболее приемлемого из них;
- развитие программно-целевого бюджетного планирования на основе государственных программ;
- расширение применения механизма предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений, в том числе в объекты инфраструктуры частной собственности, необходимые для реализации инвестиционных проектов. Условием предоставления таких субсидий должно являться использование на безвозмездной основе созданных объектов в общественных целях с сохранением бремени содержания указанных объектов за получателями субсидий;
- совершенствование механизма планирования закупок, оптимизация процедур закупок, повышение взаимной ответственности заказчиков и исполнителей контрактов, расширение практики применения предусмотренных законодательством механизмов банковского и казначейского сопровождения, развитие функциональных возможностей единой информационной системы в сфере закупок, обеспечение открытости закупок;
- совершенствование правил и процедур бухгалтерского учета и финансовой отчетности для организаций государственного сектора, развитие системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, совершенствование организации внутреннего государственного финансового контроля, обеспечение открытости бюджетного процесса и вовлечение в него институтов гражданского общества.
Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями настоящей Концепции при формировании документов, определяющих направления повышения эффективности бюджетных расходов.
10. Постановление Правительства РФ от 30.01.2019 № 62 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
Отбор банков для участия в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» будет осуществляться субъектами РФ, участвующими в его реализации.
Банки, претендующие на участие в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы, должны соответствовать определенным условиям (в т.ч. требуется наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения более одного года), отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней и др.).
Кроме того, скорректирована госпрограмма РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710, в т.ч.:
уточнены параметры финансового обеспечения данной Программы;
установлены порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод, а также на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения.
11. Постановление Правительства РФ от 02.02.2019 № 73 «О внесении изменений в Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и признании утратившим силу абзаца пятнадцатого подпункта «б» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части исключения случаев истребования от граждан справок о составе семьи и иных аналогичных документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1497».
Правила выплаты детям чернобыльцев компенсации на приобретение продовольственных товаров приведены в соответствие с законодательством.
В Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения, уточняющие условия выплаты детям чернобыльцев указанной ежемесячной денежной компенсации, с учетом позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 16.03.2018 № 11-П.
Теперь установлено, что детям, на которых при жизни погибшего (умершего) кормильца распространялось право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, гарантируется право на указанную компенсацию до достижения ими 14-летнего возраста.
В целях реализации данных положений внесены необходимые поправки в Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 907.
12. Постановление Правительства РФ от 29.01.2019 № 56 «Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими организациями частной системы здравоохранения».
Частные медицинские организации, включенные в перечень Минздрава России, смогут получить субсидии из бюджета ФОМС на оказание гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС
Субсидии предоставляются медицинским организациям, включенным в указанный перечень на основании установленных Минздравом России критериев отбора. Финансовое обеспечение такой медицинской помощи осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым ФОМС, Минздравом России и медицинской организацией.
Организация, претендующая на получение субсидии, не позднее 1 июня года, предшествующего году, на который заключается соглашение, представляет в Минздрав России:
- заявку о предоставлении субсидии в произвольной форме;
- документы, подтверждающие соответствие медицинской организации установленным требованиям;
- сведения о фактически выполненных за предыдущий год (по ежегодным статистическим данным и данным бухгалтерского учета) объемах высокотехнологичной медицинской помощи по профилям с разбивкой по видам и методам лечения, а также объемах их финансирования (кроме ранее не осуществлявших деятельность по оказанию такой помощи организаций);
- сведения о возможных для выполнения объемах высокотехнологичной медицинской помощи на соответствующий финансовый год и плановый период, определенных с учетом технологических возможностей организации.
Размер субсидии рассчитывается исходя из показателей плановых объемов такой помощи, средних нормативов финансовых затрат на единицу объема, доли заработной платы в структуре среднего норматива затрат, коэффициента уровня среднемесячной заработной платы в субъекте РФ.
Перечисление субсидии осуществляется не позднее второго рабочего дня со дня представления в территориальный орган Федерального казначейства медицинской организацией платежных документов для оплаты денежного обязательства медицинской организации в сумме, не превышающей 25 процентов годового размера субсидии - в течение I квартала; 50 процентов - в течение первого полугодия; 75 процентов - в течение 9 месяцев; 100 процентов - не позднее 20 декабря текущего финансового года.
13. Постановление Правительства РФ от 02.02.2019 № 75 «Об утверждении Правил передачи на хранение, для содержания и разведения или реализации вещественных доказательств в виде животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания».
Определен порядок передачи на хранение вещественных доказательств в виде животных.
Вещественные доказательства в виде животных передаются уполномоченными органами на хранение или для содержания и разведения государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и государственным (муниципальным) учреждениям, имеющим условия для содержания и надлежащего ухода за соответствующими животными.
При невозможности их передачи указанным лицам они передаются иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отобранным в установленном порядке.
При выборе лица, которому передаются животные, приоритет должен быть предоставлен лицам, обеспечивающим при прочих равных условиях использование животных в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях до момента их естественной смерти.
При передаче животных, включенных в Красную книгу РФ, приоритет отдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, участвующим в утвержденных программах (стратегиях) по сохранению и восстановлению соответствующих видов животных.
Передача животных осуществляется должностным лицом уполномоченного органа, в производстве которого находится уголовное дело, по договору хранения либо договору безвозмездного пользования и оформляется актом приема-передачи, составленном в 3-х экземплярах, один из которых приобщается к материалам уголовного дела, второй передается представителю юридического лица или индивидуального предпринимателя, третий подшивается в дело (наряд).
14. Постановление Правительства РФ от 08.02.2019 № 98 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717».
Госпрограмма развития сельского хозяйства продлена до 2025 года.
Второй этап программы, начавшийся 1 января 2018 года и планируемый к завершению 31 декабря 2020 года, продлен до конца 2025 года.
Речь, в частности, идет о подпрограммах «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» и «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса» (срок реализации - 1 января 2019 г. - 31 декабря 2025 г.).
Общий объем финансирования на данный период составит на 2021 год - 755 млрд. рублей; 2022 год - 860 млрд. рублей; 2023 год - 876 млрд. рублей; 2024 год - 881 млрд. рублей; 2025 год - 806 млрд. рублей.
Кроме того, увеличен общий объем финансирования на 2019 год - с 297 млрд. до 793 млрд. рублей и на 2020 год - с 293 млрд. до 742 млрд. рублей.
15. Постановление Правительства РФ от 09.02.2019 № 104 «О Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации».
Обновлено положение о Морской коллегии при Правительстве РФ
Коллегия, в числе прочего, уполномочена рассматривать предложения по следующим вопросам:
- создание новых, а также реконструкция и техническое перевооружение существующих судостроительных мощностей;
- обеспечение безопасности объектов морской инфраструктуры и прилегающих к ним водных акваторий;
- определение в документах стратегического планирования порядка всестороннего обеспечения реализации задач национальной морской политики, в том числе размеров расходов на осуществление морской деятельности;
- сохранение и совершенствование системы обучения и воспитания молодежи, подготовки кадров к службе и работе в сфере морской деятельности;
- развитие системы государственного управления морской деятельностью;
- разработка документов стратегического планирования и проектов нормативных правовых актов в области морской деятельности;
- комплексное решение проблем, связанных с осуществлением Российской Федерацией морской деятельности.
В ее функции также включены:
- организация проведения системных исследований по вопросам, касающимся состояния и тенденций развития морской деятельности в РФ и мире в целом, обеспечения национальной безопасности РФ, реализации государственных программ, федеральных целевых программ, иных программ и проектов в сфере изучения, освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана, Арктики и исследования Антарктики;
- рассмотрение проекта ежегодного доклада Правительства РФ о комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности Президенту РФ.
16. Постановление Правительства РФ от 09.02.2019 № 106 «О внесении изменений в приложение № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
С 2020 года размер федеральных субсидий регионам на формирование современной городской среды будет рассчитываться по-новому.
В частности, при расчете будут использоваться коэффициенты, учитывающие:
- место региона в перечне субъектов РФ, ежегодно формируемом по результатам определения индекса качества городской среды;
- процент выполнения мероприятий по цифровизации городского хозяйства;
- процент достижения установленного значения показателя «доля (количество) городов с благоприятной средой от общего количества городов».
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 21.08.2013 № 723, которым было утверждено ранее действовавшее положение.
17. Постановление Правительства РФ от 11.02.2019 № 110 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Определены правила предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов РФ на господдержку малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств регионов при реализации следующих федеральных проектов:
1) Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию:
- создание, развитие фондов содействия кредитованию (региональных гарантийных организаций);
- создание, развитие государственных микрофинансовых организаций;
2) Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства:
- организация оказания им комплекса услуг, сервисов и мер поддержки в центрах «Мой бизнес»;
- реализация программы их поддержки в целях их ускоренного развития в моногородах;
- обеспечение их доступа к экспортной поддержке;
- обеспечение их льготного доступа к производственным площадям и помещениям для создания производственных и инновационных компаний;
- предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства;
3) Популяризация предпринимательства: реализация комплексных программ по вовлечению в предпринимательскую деятельность и содействию созданию собственного бизнеса для каждой целевой группы, включая поддержку создания сообществ начинающих предпринимателей и развитие института наставничества.
Критериями отбора субъектов РФ для предоставления субсидии является соответствие направлений, указанных в заявке на получение субсидии (форма приведена в приложении), указанным направлениям, а также наличие юридического лица, наделенного функциями единого органа управления организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Требования к такому органу устанавливаются Минэкономразвития России.
18. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».
Утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.
Стратегия направлена на обеспечение скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, субъектов естественных монополий по реализации приоритетов пространственного развития Российской Федерации.
Приоритетами пространственного развития Российской Федерации до 2025 года являются:
опережающее развитие территорий с низким уровнем социально-экономического развития, обладающих собственным потенциалом экономического роста, а также территорий с низкой плотностью населения и прогнозируемым наращиванием экономического потенциала;
развитие перспективных центров экономического роста с увеличением их количества и максимальным рассредоточением по территории Российской Федерации;
социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения с недостаточным собственным потенциалом экономического роста.
В Стратегии предусмотрено 2 сценария пространственного развития - инерционный и приоритетный (целевой).
Сценарии учитывают параметры демографического прогноза Российской Федерации до 2035 года, в том числе по субъектам РФ и муниципальным образованиям, прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 - 2024 годы.
Инерционный сценарий предполагает сохранение текущих тенденций развития системы расселения и экономики при условии невыполнения запланированных мер и отказа от реализации механизмов устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации.
Приоритетный (целевой) сценарий предполагает снижение различий между субъектами РФ по основным социально-экономическим показателям.
В приложениях приводятся:
перечень перспективных экономических специализаций субъектов РФ;
перечень перспективных центров экономического роста;
состав макрорегионов Российской Федерации;
перечень геостратегических территорий Российской Федерации;
целевые показатели пространственного развития Российской Федерации.
19. Постановление Правительства РФ от 11.02.2019 № 108 «Об особенностях предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 1451 и признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 997».
В 2019 году субсидии на модернизацию систем снабжения коммунальными ресурсами будут представляться только на уже реализуемые проекты.
На 2019 год устанавливаются особенности предоставления финансовой поддержки бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам на модернизацию систем тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с ТКО.
Указывается, что средства поддержки будут предоставляться только на финансирование проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, которые находятся на этапе реализации и реализуются в населенных пунктах, численность населения в каждом из которых не превышает 500 тысяч человек.
20. Постановление Правительства РФ от 11.02.2019 № 114 «О внесении изменений в Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов».
Уточнен порядок предоставления субсидий на проведение капремонта многоквартирных домов.
Постановлением, в частности:
- с 50 до 80 процентов от общей стоимости работ по капитальному ремонту увеличивается предельный размер предоставляемой финансовой поддержки;
- определяются особенности предоставления финансовой поддержки на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению;
- корректируется порядок расчета показателя экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов;
- устанавливается порядок расчета размера годовой экономии расходов на оплату коммунальных услуг.
21. Постановление Правительства РФ от 07.02.2019 № 91 «Об утверждении Правил принятия финансовыми органами решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об отмене решений о применении бюджетных мер принуждения или решений об отказе в применении бюджетных мер принуждения».
Регламентирован порядок принятия решений о применении бюджетных мер принуждения.
Утверждены Правила, устанавливающие случаи и порядок принятия финансовым органом решений о применении (об изменении решения в применении) бюджетных мер принуждения, отмене такого решения.
Соответствующее решение принимается финансовым органом в форме правового акта.
Установление срока исполнения бюджетной меры принуждения предусматривается в пределах, установленных абзацем первым пункта 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса РФ.
Решение об изменении решения о применении бюджетных мер принуждения или решение об отмене решения о применении бюджетных мер принуждения принимается финансовым органом не позднее 30 календарных дней со дня поступления в финансовый орган информации от органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
22. Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 134 «О внесении изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».
Дополнены полномочия Минстроя России.
Минстрой России уполномочен на издание нормативного правового акта, предусматривающего порядок принятия органами местного самоуправления ЗАТО на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами этого ЗАТО, порядок и формы ведения их учета, а также порядок и формы определения размера указанной социальной выплаты.
23. Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 139 «О внесении изменений в Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».
Уточнены правила расходования и учета средств федеральных субвенций, предоставляемых регионам на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений.
Установлено, в частности, что региональные органы, осуществляющие указанные полномочия, по согласованию с Рослесхозом определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения таких полномочий.
В них включаются в том числе расходы на содержание и обеспечение деятельности органов, осуществляющих переданные полномочия, в том числе расходы, связанные с организацией рабочих мест специалистов, приобретением канцелярских товаров, мебели, форменного обмундирования, оргтехники, компьютерной техники и программного обеспечения, оборудования, служебного оружия, систем видеонаблюдения и устройств, необходимых для выполнения возложенных функций и переданных полномочий, и расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг, с арендой помещений, хозяйственного инвентаря, автомобильной техники и оборудования, приобретением запасных частей к автомобилям, текущим ремонтом административных зданий и сооружений.
Кроме того, правила более не предусматривают предоставления указанными органами отчета об осуществлении переданных полномочий.
24. Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 141 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Операторам электронных площадок разрешили взимать плату с лиц, с которыми заключаются контракты по результатам проведения электронных процедур, при проведении совместных конкурса или аукциона при госзакупках.
Оговорено, что такая плата может взиматься однократно.
Поправками также усовершенствованы нормативные правовые акты в сфере закупок, в том числе в части:
требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета;
дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
требований к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг.
25. Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий».
Определен порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды.
Нормативы разрабатываются для отдельных компонентов природной среды - атмосферного воздуха, вод поверхностных водных объектов, вод подземных водных объектов, почв (земель).
Нормативы качества устанавливаются на предельно допустимом уровне значений, полученных на основании результатов лабораторных испытаний, или для территорий и акваторий на уровне значений (в интервале допустимого отклонения значений) показателей природного фона, сформировавшегося под влиянием природных факторов, характерных для конкретной территории, акватории. Значения (интервал допустимого отклонения от значений) показателей природного фона территорий и акваторий определяется на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды, отбора проб и (или) измерений по химическим и физическим показателям на соответствующем эталонном участке, а также информации и сведений, содержащихся в едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, государственном водном реестре, государственном фонде недр, государственном лесном реестре, ЕГРН, фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Под эталонным участком понимаются выбранные в пределах оцениваемой территории или акватории земельный участок, водный объект или его часть, характеризующиеся отсутствием признаков деградации естественной экологической системы (изменение видовой или трофической структуры экосистем, их естественной продуктивности, морфологических или обменных свойств почв, исчезновение видов животных и растений, нарушение биологических циклов животных и растений).
26. Постановление Правительства РФ от 16.02.2019 № 157 «Об утверждении Правил подготовки и принятия решения о создании морского порта».
Определен порядок подготовки и принятия решения о создании морского порта.
Устанавливается, что создание морского порта осуществляется на основании схемы территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.
Решение о создании морского порта принимается Правительством РФ и должно содержать сведения о морском порте и планируемых к строительству и включению в его состав морских терминалах, их местоположении, соответствующие сведениям, определенным в текстовой части схемы территориального планирования РФ в области федерального транспорта; поручение Минэкономразвитию России о представлении в 2-месячный срок в Правительство РФ проекта о присвоении наименования морскому порту; поручение Минтрансу России о представлении в 6-месячный срок в Правительство РФ проекта акта об установлении границ морского порта. Решение о создании морского порта также может содержать сведения о мероприятиях, связанных с образованием земельных участков для размещения объектов инфраструктуры морского порта, о строительстве объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, о создании искусственных земельных участков.
Отмечается, что создание морского порта осуществляется при наличии совокупности следующих условий: планируемые к строительству объекты инфраструктуры морского порта в совокупности образуют как минимум 2 морских терминала; удаленность планируемых к строительству объектов инфраструктуры морского порта от ближайшего морского порта составляет не менее 300 километров и транспортное сообщение с этими объектами от ближайшего морского порта для автотранспортных средств отсутствует или затруднено; проектная мощность планируемых к строительству объектов инфраструктуры морского порта в совокупности составляет не менее 5 млн тонн в год; планируемая продолжительность функционирования объекта инфраструктуры морского порта составляет не менее 25 лет.
Правилами, кроме того, установлены:
- требования к лицам, выступающим инициаторами создания морского порта;
- особенности принятия решения о создании морского порта в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях;
- требования к материалам, составляющим приложения к предложению о создании морского порта;
- порядок и сроки рассмотрения Росморречфлотом представленного предложения;
- порядок и сроки рассмотрения предложения Минтрансом России.
27. Постановление Правительства РФ от 19.02.2019 № 161 «Об утверждении Правил включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным».
Определены требования для включения в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
Основанием для включения субъекта РФ в названный перечень являются наличие потребности работодателей, осуществляющих деятельность на территории этого субъекта РФ, в привлечении трудовых ресурсов из других субъектов РФ для замещения имеющихся, создаваемых или модернизируемых рабочих мест, а также выполнение не менее одного из следующих требований:
субъект РФ имеет границы с иностранным государством;
субъект РФ входит в состав Дальневосточного федерального округа;
территория субъекта РФ полностью или частично отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, территориям Арктической зоны РФ;
по данным за 9 месяцев года, предшествовавшего году представления субъектом РФ обращения о включении его в перечень, уровень безработицы (в соответствии с методологией МОТ) и уровень регистрируемой безработицы на территории субъекта РФ меньше или равны средним по России.
Для включения в перечень высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в период с 1 января по 15 марта года, предшествующего году, в котором планируется приступить к реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, представляет в Минтруд России мотивированное обращение.
В случае соответствия субъекта РФ установленным требованиям и условиям, Минтруд России подготавливает проект распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в перечень, направляет его на согласование и вносит в Правительство РФ.
Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.