Изменения федерального отраслевого законодательства (ноябрь-декабрь 2018)

Комитетом правового обеспечения Ленинградской области в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 05.07.2013 № 480-рг «О проведении мониторинга изменений отраслевого федерального законодательства, подготовке предложений в план законопроектной деятельности Правительства Ленинградской области и осуществлении мер по профилактике коррупции» осуществлен анализ изменений отраслевого федерального законодательства  в  ноябре – декабре  2018 года (с 20.11.2018 г. по 20.12.2018 г.).

 

По итогам проведенного правового анализа считаем, что необходимо отметить следующие изменения федерального законодательства.

1. Указ Президента РФ от 28.11.2018 № 679 «О премиях лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности».

Начиная с 2019 года, за достижения в педагогической деятельности тысяче лучших учителей будут ежегодно вручаться премии по 200 тыс. рублей ко Дню учителя.

Премии присуждаются среди учителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, стаж педагогической деятельности которых составляет не менее трех лет.

Выплата премий осуществляется из федерального бюджета.

Правительству РФ в месячный срок поручено утвердить правила проведения конкурса и условия участия в нем, а также правила присуждения премий и порядок их выплаты.

Федеральные законы

1. Федеральный закон от 28.11.2018 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

Положения о предоставлении земельных участков Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы приведены в соответствие с иными законодательными актами.

Речь идет о Федеральном законе от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», который приводится в соответствие с положениями Федеральных законов от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, приведен порядок предоставления указанным лицам в собственность бесплатно земельных участков, а также уточнена терминология указанного Федерального закона № 5-ФЗ.

2. Федеральный закон от 28.11.2018 № 434-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

В региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир.

Определено также, что в случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством РФ порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.

Кроме того установлено, что модернизация лифтов, ремонт лифтовых машинных и блочных помещений в многоквартирном доме будут осуществляться за счет средств фонда капитального ремонта. Указанные работы в приоритетном порядке также могут быть предусмотрены региональной программой капитального ремонта. Внесение в такую программу изменений, обусловленных изменением сроков проведения данных работ, осуществляется без необходимости наличия соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

3. Федеральный закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации».

С 1 января 2021 года для получения субсидий по оплате ЖКУ гражданам не нужно будет доказывать отсутствие задолженности.

Согласно внесенным изменениям в Жилищный кодекс РФ, отказ в предоставлении гражданам таких субсидий возможен будет лишь при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

При этом информацию о наличии у граждан такой задолженности региональный орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение будет получать из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Определено также, что законом субъекта РФ может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

4. Федеральный закон от 28.11.2018 № 438-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг».

Уточнен порядок расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, подлежащего уплате уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в бюджет ФФОМС.

Устанавливается, что тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в субъекте РФ рассчитывается как произведение тарифа, установленного Федеральным законом от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг. Согласно настоящему Федеральному закону вместо соотношения суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате к максимальному значению суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате, равному 3; коэффициент дифференциации будет рассчитываться как отношение наибольшего значения одного из двух коэффициентов: суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате, либо отношения заработной платы в регионе к заработной плате в РФ - к максимальному значению суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате или к максимальному значению коэффициента уровня среднемесячной заработной платы соответственно.

Кроме того, вводится порядок определения коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, в соответствии с которым коэффициент удорожания предыдущего года увеличивается на индекс роста потребительских цен, определенный прогнозом социально-экономического развития РФ.

Коэффициент дифференциации и коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг будет ежегодно устанавливаться федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий финансовый год и плановый период.

5. Федеральный закон от 27.11.2018 № 426-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Принят закон о льготах для лиц, осуществляющих пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры.

В случае осуществления пожертвований учреждениям культуры и некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области культуры, законами субъектов РФ предельный размер социального налогового вычета по НДФЛ может быть увеличен с 25 до 30 процентов суммы дохода, подлежащего налогообложению.

Для организаций предусматривается возможность уменьшения налога на прибыль на сумму инвестиционного налогового вычета в сумме расходов в виде пожертвований. Размер такого вычета не должен быть более 100% суммы расходов на пожертвования, перечисленной указанным выше организациям.

Право на применение инвестиционного налогового вычета, предельные суммы расходов на пожертвования и категории учреждений культуры и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым учитываются при определении вычета, устанавливаются законами субъектов РФ.

6. Федеральный закон от 28.11.2018 № 455-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора».

До 1 января 2022 года продлено приостановление действия Закона о базовой стоимости необходимого социального набора.

Базовая стоимость необходимого социального набора применяется для определения долговой стоимости одного долгового рубля, на основании которой предусматривается восстановление сбережений граждан, размещенных во вклады Сбербанка России до 20 июня 1991 года.

Действие указанного Федерального закона от 04.02.1999 № 21-ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора» приостановлено, как и ранее, в связи с отсутствием финансового обеспечения, а также правового регулирования, предусматривающего механизм перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства государства.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

7. Федеральный закон от 28.11.2018 № 446-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Подписан Федеральный закон об ограничении возврата не проданных в определенный срок продовольственных товаров.

Установлено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается, в числе прочего, возмещение расходов, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров.

Указанным хозяйствующим субъектам также запрещается навязывать контрагенту условия о возврате поставщику продовольственных товаров, таких товаров, срок годности на которые установлен свыше тридцати дней, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.

Кроме того, они не должны будут заключать между собой договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, на которые срок годности установлен до тридцати дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, если иное допускается или предусмотрено законодательством РФ.

Предусматривается, что условия заключенных договоров поставки продовольственных товаров и иных договоров, регулируемых Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должны быть приведены в соответствие с внесенными изменениями в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

8. Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Сформирован федеральный бюджет на 2019 - 2021 годы.

Основные характеристики федерального бюджета на 2019 год определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 105 820,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,3 процента (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года)

На 2019 год прогнозируется общий объем доходов федерального бюджета в сумме 19,97 трлн рублей, общий объем расходов - в сумме 18,04 трлн рублей (профицит - 1,93 трлн рублей).

Основные характеристики федерального бюджета на 2020 год и на 2021 год определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере соответственно 110 732,0 млрд. рублей и 118 409,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 3,8 процента и 4,0 процента.

На 2020 год прогнозируется общий объем доходов федерального бюджета в сумме 20,22 трлн рублей, расходов в сумме 18,99 трлн рублей (профицит - 1,22 трлн рублей).

На 2021 год объем доходов определен в сумме 20,98 трлн рублей, расходов - в сумме 20,03 трлн рублей (профицит 952 млрд. рублей).

На период 2019 - 2021 годов установлены нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, включая нормативы зачисления доходов от уплаты акцизов на некоторые виды нефтепродуктов и алкогольной продукции.

Законом предусматривается выделение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ ежегодно в размере около 2 трлн рублей.

В 2019 году размер материнского (семейного) капитала останется на прежнем уровне и составит 453 026,0 рубля.

Размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, определен в сумме 280 009,7 рубля.

Также на 2019 год установлена величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 8 846,0 рубля.

9. Федеральный закон от 11.12.2018 № 461-ФЗ  «О внесении изменений в статью 23 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статьи 52 и 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих».

Скорректированы правила ротации государственных гражданских служащих.

Федеральным законом, в частности:

предусматривается, что форма плана проведения ротации и порядок его утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

исключается указание на то, что ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, при этом остается требование, что гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы;

с 3 до 6 месяцев увеличивается срок, за который представитель нанимателя обязан в письменной форме под роспись уведомить гражданского служащего о предстоящем назначении гражданского служащего на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы;

определяется, что перевод гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в другом государственном органе производится с его письменного согласия;

вводится дополнительное основание для отказа гражданского служащего от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации: необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

устанавливается, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения в порядке ротации должности гражданской службы в отсутствие установленных законом причин служебный контракт с ним прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта;

устанавливается, что право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными жены (мужья) государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должности государственной гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах РФ.

10. Федеральный закон от 18.12.2018 № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование».

Скорректированы правила предоставления лесных участков в безвозмездное пользование.

Федеральным законом, в частности, предусматривается, что право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, который предусмотрен гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ или другими федеральными законами.

Устанавливается, что договор безвозмездного пользования лесным участком заключается на срок от 1 года до 5 лет, без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица, в случае отсутствия сведений о заявителе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателе лесных насаждений. Типовой договор безвозмездного пользования лесным участком, предусматривающим осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов.

В связи со вступлением в силу с 1 сентября 2018 года Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», который усовершенствовал правила установления публичного сервитута, Федеральный закон вносит корреспондирующие изменения в нормы Лесного кодекса РФ и дополняет его положениями, соотносящими публичный сервитут с иными основаниями использования лесов.

Кроме того, положения Лесного кодекса РФ приводятся в соответствие с Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, термин «временные постройки» заменяется на термин «некапитальные строения, сооружения».

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2019 года.

11. Федеральный закон от 18.12.2018 № 469-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Волонтерам разрешили участвовать в проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия.

Установлено, что особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия, а также виды работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых указанные лица могут участвовать, определяются Правительством РФ.

12. Федеральный закон от 18.12.2018 № 470-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и статью 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В состав призывных комиссий вместо главы муниципального образования включены главы администраций соответствующего муниципального образования.

На этих же должностных лиц возлагаются и функции председателей призывных комиссий по мобилизации, создаваемых в муниципальных образованиях.

Подзаконные акты.

1. Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 № 1398 «Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)».

Регламентирован порядок проведения контрольных закупок.

Указывается, что контрольная закупка проводится в установленных федеральными законами случаях и по основаниям, установленным Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для проведения внеплановых выездных проверок. Контрольная закупка проводится в случаях, если оценка соблюдения требований, установленных законодательством, при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям может быть осуществлена только в рамках проведения контрольной закупки. В иных случаях проводится внеплановая проверка.

Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), при организации которых применяется риск-ориентированный подход, может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения контрольной закупки индикаторов риска нарушения обязательных требований.

Постановлением установлены, в частности:

- порядок принятия решения о проведении контрольной закупки;

- требования к содержанию приказа о проведении контрольной закупки;

- особенности проведения контрольной закупки с использованием наличных денежных средств или безналичных расчетов;

- порядок проведения контрольной закупки;

- сроки составления акта по результатам проведения контрольной закупки и принятия (в случае необходимости) мер по результатам проведения контрольной закупки;

- требования к содержанию акта по результатам контрольной закупки.

2. Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 № 1399 «О внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра проверок».

В единый реестр проверок будет включаться информация о новых видах проверок и о контрольной закупке.

Установлено, что в реестр будет включаться информация о плановых и внеплановых проверках (результатах их проведения и принятых мерах), в том числе:

деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

проводимых антимонопольным органом в соответствии со статьей 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в т.ч. в отношении федеральных органов исполнительной власти, иных осуществляющих функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, физических лиц, не имеющих статуса ИП.

Также в реестр будет включаться информация о контрольной закупке, проводимой в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Установлено, что совокупность включаемой в единый реестр проверок информации составляет электронный паспорт проверки или контрольной закупки.

Уточнена информация о составе и сроках внесения в единый реестр проверок сведений, а также доступа к информации реестра отдельных лиц и организаций.

В настоящее время реестр содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юрлиц и ИП, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и проверках органов государственной власти субъектов РФ, их должностных лиц, об их результатах и о принятых мерах.

3. Постановление Правительства РФ от 23.11.2018 № 1407 «О внесении изменений в приложение № 12 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Обновлен порядок расчета размера субсидий региональным бюджетам на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Установлено также, что при заключении соглашения между Минстроем России и регионом о предоставлении субсидии высший исполнительный орган субъекта РФ в течение 15 календарных дней со дня его заключения предоставляет Минстрою России в форме электронного документа отчетность об исполнении условий предоставления субсидии.

4. Постановление Правительства РФ от 24.11.2018 № 1413 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса».

Сельхозпроизводители и российские организации, осуществляющие создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, смогут получить компенсации на возмещение части затрат на данные цели.

Соответствующие федеральные трансферты региональным бюджетам предоставляются для обеспечения расходных обязательств субъектов РФ на возмещение части прямых понесенных затрат сельхозпроизводителей на создание или модернизацию хранилищ, тепличных комплексов для производства овощей в защищенном грунте, животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, селекционно-питомниководческих центров в виноградарстве, селекционно-генетических центров в птицеводстве, овцеводческих комплексов (ферм) мясного направления, мощностей по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них, льно-, пенькоперерабатывающих предприятий.

Порядок отбора соответствующих инвестиционных проектов, а также требования к указанным объектам устанавливаются Минсельхозом России.

Трансферты предоставляются на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов, если они начаты не ранее чем за 3 года до начала предоставления трансфертов и объекты введены в эксплуатацию не позднее дня предоставления субъектом РФ заявки на участие в отборе на соответствующий финансовый год и отобраны Минсельхозом России.

Доля средств из регионального бюджета, предоставляемых получателям за счет трансфертов, в общем размере прямых понесенных затрат составляет от 10 до 25 процентов фактической стоимости объекта, но не выше предельной стоимости объекта.

5. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2018 № 2581-р  «Об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации».

Утверждена Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.

Целью Стратегии является повышение доступности санаторно-курортного лечения за счет создания в Российской Федерации современного санаторно-курортного комплекса, обеспечивающего развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов, эффективное использование природных лечебных ресурсов, развитие материально-технической базы санаторно-курортных организаций, реализацию потенциала Российской Федерации как оздоровительного туризма.

Стратегией предусматривается принятие ряда мер, в частности:

установление обязательности представления санаторно-курортными организациями (независимо от форм собственности) сведений для внесения в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации;

утверждение классификации природных лечебных ресурсов;

создание механизмов стимулирования использования земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства, и других неиспользуемых земельных участков, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности санаторно-курортных организаций, в том числе направленное на усиление государственного контроля в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

реализация дифференцированного подхода к вовлечению в коммерческий оборот инфраструктуры санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, в первую очередь с максимальной степенью износа, находящейся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, с учетом предварительного анализа инвестиционных возможностей, рынков, спроса и потребностей инвесторов, включая установление единых критериев отбора санаторно-курортных организаций;

принятие мер по рациональному регулированию налоговой нагрузки на санаторно-курортные организации на основе кадастровой стоимости земельных участков.

Финансирование реализации Стратегии будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также за счет внебюджетных источников.

6. Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».

Регламентирован порядок взаимодействия органов власти с волонтерами.

Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, подведомственным им учреждениям или организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через Интернет предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, которое должно содержать необходимую информацию.

Органы власти по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают решение о принятии предложения, об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения (срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию). В случае принятия предложения органы власти информируют добровольческую организацию об условиях осуществления добровольческой деятельности.

Взаимодействие органов власти с добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, за исключением случаев, определенных сторонами. Предусмотрены требования к такому соглашению и срок его заключения.

Утвержденный перечень видов деятельности, в отношении которых органами власти, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с добровольческими организациями, включает содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь, и содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

7. Постановление Правительства РФ от 29.11.2018 № 1437 «О внесении изменений в подпункт «в» пункта 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Уточнены полномочия территориальных (муниципальных) комиссий по делам несовершеннолетних.

Указанные комиссии теперь только согласовывают представления (заключения) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды, о продлении/прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении и т.п.

Ранее в их полномочия входило внесение в суды указанных представлений совместно с администрацией таких учреждений.

Уточнено также, что комиссии осуществляют оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних только с их согласия.

8. Постановление Правительства РФ от 30.11.2018 № 1452 «О внесении изменений в Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)».

Уточнен состав данных, предоставляемых Росприроднадзором и региональными органами власти в фонд данных государственного экологического мониторинга.

Определено, что Росприроднадзор и указанные органы власти предоставляют информацию о результатах государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведения о которых включены в соответствующий федеральный и региональный государственные реестры соответственно.

Ранее в перечне передаваемых данных также значились результаты федерального и регионального экологического надзора и производственного контроля в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих такому надзору.

9. Постановление Правительства РФ от 29.11.2018 № 1441  «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности».

Для получения «сельскохозяйственной» надбавки к пенсии необходимо ежегодно подтверждать регистрацию по месту жительства.

Пенсионеры, проработавшие в сельской местности не менее 30 лет, при соблюдении установленных условий, имеют право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Надбавка установлена ч. 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» и составляет 25 процентов от суммы фиксированной выплаты (в 2019 году размер фиксированной выплаты составляет 5334,19 руб.).

Правительство РФ утвердило правила установления и выплаты данной надбавки.

Так, например, исчисление стажа работы в сельском хозяйстве осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. № 1440.

При отнесении местности к сельской применяется раздел «Сельские населенные пункты» Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО).

Место фактического проживания гражданина РФ в сельской местности, за исключением установленного случая, подтверждается его личным заявлением, которое ежегодно подается в территориальный орган ПФР или многофункциональный центр.

Ежегодное подтверждение места фактического проживания в сельской местности не требуется в случае выбора пенсионером доставки страховой пенсии организацией почтовой связи или иной организацией, занимающейся доставкой страховой пенсии.

10. Постановление Правительства РФ от 04.12.2018 № 1475 «Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах, которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине».

В заявлении о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины необходимо обосновать дополнительную потребность в ней.

Заявление в орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие полномочия по распоряжению лесными участками, подается юрлицом или ИП, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством РФ. К заявлению прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов.

По результатам рассмотрения заявления и документов уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения указанных заявления и документов в письменной форме принимается решение о проведении конкурса или об отказе в проведении конкурса. Решение об отказе в проведении конкурса с мотивированным обоснованием такого отказа направляется уполномоченным органом заявителю в течение одного рабочего дня со дня принятия такого решения.

Также утверждена методика, устанавливающая порядок оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта РФ лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине.

11. Постановление Правительства РФ от 06.12.2018 № 1492 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Уточнены правила предоставления в аренду имущества образовательных и научных учреждений созданным ими хозяйственным обществам без проведения конкурсов или аукционов.

Речь идет о хозяйственных обществах, деятельность которых заключается во внедрении результатов интеллектуальной деятельности, право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы.

Теперь учреждение обязано рассмотреть заявку общества о необходимости заключения договора аренды в течение 5 календарных дней (ранее - 10 рабочих дней) со дня ее регистрации.

Взаимодействие учредителя такого учреждения с органом по управлению имуществом осуществляется через межведомственный портал посредством размещения электронных документов с усиленной квалифицированной электронной подписью. Учредитель направляет в указанный орган письмо с приложением решения учредителя о возможности передачи имущества в аренду хозяйственному обществу и необходимые документы.

Орган по управлению имуществом рассматривает указанные документы и не позднее 15 календарных дней со дня их размещения на портале согласовывает данное решение либо направляет мотивированный отказ. Основаниями для отказа являются непредставление необходимых документов либо наличие ограничений (обременений) прав на имущество. В случае непоступления от органа ответа на письмо в течение 30 календарных дней решение учредителя считается согласованным.

12. Постановление Правительства РФ от 29.11.2018 № 1436 «О внесении изменений в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Правительство РФ разрешило неоднократно продлевать договор найма жилого помещения для детей-сирот.

Постановлением реализованы нормы Федерального закона от 29.07.2018 № 267-ФЗ, вступающего в силу с 1 января 2019 года.

Поправками, в частности:

установлена возможность заключения договора специализированного найма жилого помещения на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти РФ в случае необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации (ранее такой договор можно было продлить только один раз);

уточнены основания для расторжения договора найма жилого помещения для детей-сирот по требованию наймодателя в судебном порядке. К таким основаниям теперь относятся:

неисполнение нанимателем и членами его семьи обязательств по договору;

невнесение нанимателем платы за жилое помещение или ЖКУ в течение более одного года (ранее - более 6 месяцев) и отсутствие соглашения по погашению образовавшейся задолженности;

разрушение или систематическое повреждение жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

использование жилого помещения не по назначению.

Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.

13. Постановление Правительства РФ от 12.12.2018 № 1516 «О внесении изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению».

Премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности не подлежат налогообложению.

Соответствующие дополнения внесены в перечень премий за выдающиеся достижения, получаемых налогоплательщиками и не подлежащих налогообложению, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2001 № 89.

Указанные премии присуждаются ежегодно ко Дню учителя по результатам конкурса, проводимого среди учителей начального общего, основного общего и среднего общего образования.

14. Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1539 «О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства и Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

Уточнены полномочия Рослесхоза в области контроля за осуществлением региональными органами власти переданных полномочий в сфере лесных отношений.

Определено, в частности, что Рослесхоз:

- дает согласие на назначение на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, осуществляющего переданные полномочия;

- выносит высшему региональному исполнительному органу власти предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий;

- вносит высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа) представления об освобождении от занимаемой должности его заместителей и руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта РФ, ответственных за осуществление переданных полномочий, в случаях их ненадлежащего исполнения (неисполнения);

- дает высшим должностным лицам субъектов РФ, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе в случае, если требуется координация их осуществления органами государственной власти нескольких субъектов РФ.

Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.

15. Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Обязанность по осуществлению уборки мест погрузки ТКО возложена на регионального оператора по обращению с ТКО.

Одновременно с этим уборка мест погрузки исключается из перечня работ по содержанию имущества общего пользования собственников помещений в многоквартирном доме.

Устанавливается, что расходы на уборку мест погрузки ТКО, учитываемые при установлении тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО не могут превышать сметную стоимость погрузочных работ, определенную с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, умноженную на 1% общего объема и (или) массы ТКО, в отношении которых осуществляются погрузочные работы.

Также уточняется, что под уборкой мест погрузки ТКО понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

Обновлено 12.01.2021