Изменения федерального отраслевого законодательства (январь-февраль 2018)
Комитетом правового обеспечения Ленинградской области в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 05.07.2013 № 480-рг «О проведении мониторинга изменений отраслевого федерального законодательства, подготовке предложений в план законопроектной деятельности Правительства Ленинградской области и осуществлении мер по профилактике коррупции» осуществлен анализ изменений отраслевого федерального законодательства в январе 2018 года – феврале 2017 года (с 20.01.2018 г. по 20.02.2018 г.).
По итогам проведенного правового анализа считаем, что необходимо отметить следующие изменения федерального законодательства.
Федеральные законы
1. Федеральный закон от 05.02.2018 № 1-ФЗ «О внесении изменений в статью 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Уточнены правила снятия кандидатов с выборов при выдвижении политической партией нескольких кандидатов в одномандатном избирательном округе.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.04.2017 № 11-П ряд положений Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащиеся в них положения позволяют ЦИК России отказывать в заверении списка кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, если представленные для заверения этого списка документы содержат сведения о выдвижении в некоторых одномандатных избирательных округах более одного кандидата, в случае, когда решения о выдвижении кандидатов по другим одномандатным избирательным округам приняты политической партией в рамках установленных правил выдвижения и позволяют достоверно определить поименный состав кандидатов и их распределение по соответствующим одномандатным избирательным округам.
Подписанным Федеральным законом установлено, что выдвижение в одномандатном избирательном округе политической партией более одного кандидата, влечет за собой исключение всех кандидатов, выдвинутых по соответствующему избирательному округу, из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до того, как соответствующий список будет заверен.
2. Федеральный закон от 05.02.2018 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Уточнены правила изъятия у субъектов РФ переданных им полномочий РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
В частности, устанавливается, что изъятие переданных полномочий возможно в случаях, если осуществление их федеральными органами исполнительной власти на территории соответствующих субъектов РФ необходимо для:
- реализации мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства;
- реализации международных или общенациональных мероприятий и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, а также если:
- такие полномочия не могут осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией;
- на территории субъекта РФ федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) осуществляются аналогичные по содержанию полномочия и изъятие переданных полномочий позволит обеспечить сокращение расходов федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Федеральным законом определяется порядок изъятия полномочий, разграничивается компетенция Правительства РФ и Президента РФ по вопросам изъятия полномочий, устанавливается срок, на который допускается изъятие полномочий.
Федеральные законы, предусматривающие передачу полномочий субъектам РФ, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 июня 2019 года. До приведения федеральных законов в соответствие с настоящим Федеральным законом порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий устанавливается нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в сфере указанных полномочий, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством РФ.
3. Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)».
На законодательном уровне закреплены условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности.
Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.
Установлено, что условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и/или оказание им услуг в целях, указанных в настоящем Федеральном законе, или в иных общественно полезных целях.
Определены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства).
Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики (единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях).
Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.
Взаимосвязанные поправки внесены, в частности, в Федеральные законы «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.
4. Федеральный закон от 05.02.2018 № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии».
Подписан закон об обязательной классификации объектов туристской индустрии (гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей).
Федеральным законом, в частности, вводятся понятия «средство размещения», «гостиница», «гостиничные услуги», «классификация гостиниц», «классификация горнолыжных трасс», «классификация пляжей».
Классификацию объектов туристской индустрии (гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей) смогут проводить только аккредитованные организации. По результатам классификации будет выдаваться свидетельство о присвоении им соответствующей категории («звезд»). Утверждение положения о классификации гостиниц отнесено к компетенции органов государственной власти федерального уровня.
Объект туристской индустрии обязан указывать в рекламе и использовать в своей деятельности только присвоенную ему категорию.
Устанавливается запрет на предоставление гостиничных услуг при отсутствии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории.
В случае обнаружения несоответствия гостиницы и иного средства размещения требованиям порядка классификации объектов туристской индустрии действие свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения соответствующей категории приостанавливается.
Также предусматривается лишение аккредитации на право классификации объектов туристской индустрии организации, необоснованно присваивающей категории, и усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, при этом новые требования будут вводиться поэтапно: с 1 января 2019 года - для наиболее крупных гостиниц с номерным фондом более 50 номеров; с 1 января 2020 года - для гостиниц с номерным фондом более 15 номеров и с 1 января 2021 года - в отношении всех гостиниц.
5. Федеральный закон от 05.02.2018 № 10-ФЗ «О внесении изменений в статью 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
У граждан, пребывающих в запасе и уволенных с военной службы в течение двух лет со дня увольнения в запас, появилась возможность для поступления в мобилизационный людской резерв.
Подпунктом «к» пункта 2 статьи 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» было предусмотрено, что от военных сборов освобождаются, в числе прочих лиц, граждане, уволенные с военной службы, - в течение двух лет со дня увольнения в запас.
Однако данное положение препятствовало указанной категории граждан, пребывающих в запасе, на поступление по контракту в мобилизационный людской резерв, поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от 03.09.2015 № 933 «Об утверждении Положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве» резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов по планам подготовки соединений и воинских частей, в которые в соответствии с контрактом предназначаются.
Настоящим Федеральным законом подпункт «к» пункта 2 статьи 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» признается утратившим силу и устанавливается, что граждане, уволенные с военной службы, в течение двух лет со дня увольнения в запас имеют право на освобождение от призыва на военные сборы, за исключением граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве.
6. Федеральный закон от 19.02.2018 № 30-ФЗ «О внесении изменения в статью 97 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Дополнительные выборы депутатов Государственной Думы по одномандатному избирательному округу должны проводится в единый день голосования.
Действующей редакцией Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, ЦИК России назначает в этом одномандатном избирательном округе дополнительные выборы депутата Государственной Думы.
Подписанным Федеральным законом устанавливается, что выборы должны назначаться в ближайшее второе воскресенье сентября после указанного досрочного прекращения полномочий при условии соблюдения требования о назначении дополнительных выборов не позднее, чем за 85 дней до дня голосования.
7. Федеральный закон от 19.02.2018 № 17-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
Информация о проверках деятельности органов местного самоуправления будет включаться в единый реестр проверок.
В указанный реестр подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Также, согласно Федеральному закону, в единый реестр проверок подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
8. Федеральный закон от 19.02.2018 № 25-ФЗ «О внесении изменения в статью 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Уточнены полномочия Минобрнауки России в части определения порядка проведения государственной итоговой аттестации.
Частью 5 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что Минобрнауки России определяются, в числе прочего, формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации).
Согласно внесенным дополнениям, Минобрнауки России также определяет сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
9. Федеральный закон от 19.02.2018 № 26-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
На МФЦ возложена функция по осуществлению приема денежных средств от заявителей в счет платы за предоставление государственных и муниципальных услуг
Наделение МФЦ соответствующей функцией позволит решить проблему предоставления государственных и муниципальных услуг в малонаселенных местностях и местностях, в которых кредитные организации территориально удалены.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что МФЦ может создаваться только в форме государственного или муниципального (в том числе автономного) учреждения.
10. Федеральный закон от 19.02.2018 № 32-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Освобождены от НДФЛ доходы спортсменов-инвалидов, не участвовавших в Паралимпийских играх, за призовые места на открытых всероссийских спортивных соревнованиях.
Из-за позиции Международного паралимпийского комитета в России планируется проводить открытые всероссийские спортивные соревнования.
В этой связи в НК РФ внесено дополнение, предусматривающее освобождение от налогообложения доходов спортсменов-инвалидов, а также их тренеров за призовые места на таких соревнованиях, полученных не позднее года, следующего за годом их проведения.
Действие данного положения распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
Подзаконные акты.
1. Постановление Правительства РФ от 24.01.2018 № 58 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации».
Минэкономразвития России уполномочено осуществлять методическое сопровождение деятельности, связанной с разработкой и реализацией региональных программ повышения производительности труда и поддержки занятости.
Кроме того, в число полномочий данного ведомства включено обеспечение в пределах своей компетенции реализации ключевых проектов планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы.
2. Постановление Правительства РФ от 25.01.2018 № 63 «О внесении изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации».
Минэкономразвития России уполномочено согласовывать проект генплана поселения, предусматривающего образование населенного пункта из лесного поселка, военного городка.
Речь идет о согласовании в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, проекта генерального плана поселения, городского округа, который предусматривает образование населенного пункта из лесного поселка, военного городка, на предмет соответствия карты границ такого населенного пункта требованиям части 26 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с указанными требованиями при определении границ земельного участка в целях установления границ населенного пункта, образуемого из лесного поселка, военного городка, учитывается:
- недопустимость изломанности границ населенного пункта;
- обеспечение включения в границы населенного пункта объектов социального и коммунально-бытового назначения, обслуживающих население этого населенного пункта;
- обеспечение плотности застройки территории населенного пункта не ниже 30 процентов.
3. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р <Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года>.
Утверждена стратегия по формированию в России новой отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
Новая отрасль должна будет объединить в своей инфраструктуре:
хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок, оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
хозяйствующие субъекты одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья.
В стратегии сценарные варианты развития отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов разработаны в 2 вариантах - консервативном и инновационном.
Консервативный вариант предусматривает сохранение существующих тенденций, факторов, параметров и условий внешней и внутренней среды и их комбинаций, медленное изменение или отсутствие позитивных изменений производственно-экономических, регулятивных и управленческих процессов, функционирование существующей производственной базы по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов без развития ее инфраструктуры, отсутствие или низкие темпы внедрения отечественных инновационных технологий, оборудования, техники без реализации мер государственной поддержки и стимулирования.
Инновационный вариант предполагает комплексное сбалансированное эффективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов с возвратом вторичного сырья в хозяйственный оборот, предусматривающее создание условий для инновационного развития отрасли, а также привлечение необходимого и достаточного объема финансирования.
Инновационный сценарий является целевым, при этом переход к нему прогнозируется исключительно как поэтапный. Позитивная тенденция снижения количества образующихся и захораниваемых отходов, роста доли утилизируемых и обезвреживаемых отходов в случае реализации инновационного сценария может сложиться не ранее периода 2025 - 2030 годов.
Реализация стратегии предусматривает 2 этапа.
На первом этапе - 2018 - 2021 годы - планируется, в частности, реализация следующих мер:
корректировка нормативной правовой, нормативно-технической и методической базы в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов, использования вторичных ресурсов;
приведение видов деятельности и услуг в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, иными стандартами, нормами, классификаторами в соответствии с законодательством РФ;
максимальное задействование существующих мощностей по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов;
подготовка и осуществление мер экономического стимулирования в целях привлечения инвестиций, направленных на развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, а также по переработке вторичных ресурсов;
формирование механизмов стимулирования хозяйствующих субъектов к уменьшению количества образования отходов, увеличению объемов их утилизации и обезвреживания;
реализация мер содействия отечественным машиностроительным предприятиям, выпускающим оборудование для обработки, утилизации и обезвреживания отходов с дальнейшим выпуском оборудования по переработке вторичных ресурсов;
создание центра по сертификации оборудования;
проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих разработку и создание наилучших доступных технологий для отраслевых предприятий на долгосрочную перспективу и адаптацию зарубежных технологий под отечественное оборудование;
создание инжиниринговых компаний в данной сфере деятельности.
На втором этапе - 2022 - 2030 годы - предполагается:
поэтапное создание, развитие и эффективное функционирование инфраструктуры отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов в субъектах РФ;
создание и эффективное функционирование российской научно-технологической и промышленной инфраструктуры, обеспечивающей выпуск обладающих высоким экспортным потенциалом, конкурентоспособных, высокотехнологичных типов оборудования, техники, машин и механизмов для обработки, утилизации и обезвреживания отходов и производства продукции из вторичного сырья.
В приложениях к стратегии приведены:
перечень основных видов промышленных объектов, образующих отходы и использующих в производстве обработанное вторичное сырье из отходов;
целевые показатели стратегии на период до 2030 года;
показатели стратегии на период до 2030 года, определяющие ресурсный потенциал по отдельным видам отходов.
4. Постановление Правительства РФ от 24.01.2018 № 57 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 89».
Правительством РФ разграничен перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, решения о признании которых исполнителями общественно полезных услуг принимаются Минюстом России или его территориальными органами.
Постановление издано в целях реализации Федерального закона от 14.11.2017 № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Данным Законом предусмотрено наделение органов исполнительной власти субъектов РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти полномочиями по оценке качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг, а также территориальных органов Минюста России полномочиями по принятию решений о признании социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг и включении таких организаций в реестр исполнителей общественно полезных услуг.
В соответствии с Постановлением Минюст России принимает решения о признании исполнителями общественно полезных услуг общероссийских общественных организаций и движений, ТПП РФ и торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов РФ, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ, а также религиозных организаций, образуемых указанными централизованными религиозными организациями.
Территориальные органы Минюста России принимают решения о признании исполнителями общественно полезных услуг межрегиональных, региональных и местных общественных организаций и движений, региональных отделений международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций и движений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ, религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом «О некоммерческих организациях.
Кроме того, в Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 № 89 «О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг» внесен ряд поправок, направленных на совершенствование административных процедур, определяющих порядок принятия решений о признании социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг.
5. Постановление Правительства РФ от 24.01.2018 № 52 «О внесении изменения в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».
Расширен перечень рабочих мест, в отношении которых установлены особенности проведения специальной оценки условий труда.
В указанный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290, включены:
рабочие места работников, на которых непосредственно осуществляется разработка, изготовление, переработка, испытание, утилизация, межоперационное хранение взрывчатых веществ, пиротехнических составов, порохов, ракетных топлив, средств инициирования и изделий на их основе в организациях, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерно опасные производства (объекты) и организациях промышленности боеприпасов и спецхимии.
Конкретные особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении указанных рабочих мест должны быть определены Минтрудом России до 1 июля 2018 года.
6. Постановление Правительства РФ от 26.01.2018 № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году».
С 1 февраля 2018 года устанавливается коэффициент индексации 1,025 для выплат, пособий и компенсаций отдельным категориям льготников.
Коэффициент применяется, в частности, в отношении:
ежемесячной денежной выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, установленной законом Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;
ежемесячной денежной выплаты ветеранам, установленной Федеральным законом «О ветеранах»;
государственных пособий гражданам, имеющим детей;
компенсаций и иных выплат, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
социального пособия на погребение и стоимости услуг на погребение согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленных Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».
7. Постановление Правительства РФ от 30.01.2018 № 86 «О внесении изменений в Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».
Установлены сроки обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации.
Определено, что срок обеспечения такими средствами серийного производства в рамках госконтракта, заключенного с организацией, в которую выдано соответствующее направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения, а в отношении средств, изготавливаемых по индивидуальному заказу, - 60 календарных дней.
При наличии госконтракта уполномоченный орган будет выдавать инвалиду уведомления о постановке на учет и проездные документы в случае необходимости проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, в 15-дневный срок с даты поступления заявления о предоставлении средств, а при отсутствии госконтракта - в 7-дневный срок с даты его заключения.
8. Постановление Правительства РФ от 30.01.2018 № 82 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры».
Упрощен порядок технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газоснабжения.
Настоящим Постановлением, в частности:
устанавливается возможность приема заявок потребителей на технологическое присоединение с использованием сети «Интернет» и возможность отслеживания исполнения запроса о предоставлении технических условий, заявки о заключении договора на подключение и мероприятий по подключению через сеть «Интернет»;
с 20 до 15 рабочих дней сокращаются сроки выдачи проектов договоров на подключение между заявителем и исполнителем (газораспределительной организацией), а в случае отсутствия необходимости строительства сети газораспределения до участка заявителя - до 5 рабочих дней; также с 30 до 22 рабочих дней сокращаются сроки утверждения платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Кроме того:
на газораспределительные организации возложена обязанность по раскрытию информации в части основных этапов поступления и обработки заявок потребителей на подключение;
на газотранспортные организации возложена обязанность раскрывать информацию о дефиците пропускной способности в точках выхода из системы магистральных газопроводов;
скорректированы механизм и регламент перераспределения неиспользуемой (но забронированной потребителем) мощности в адрес других заявителей, порядок оформления (переоформления) документов, подтверждающих факт технологического присоединения и соответствующие максимальные объемы потребления газа газоиспользующим оборудованием, порядок внесения платы за технологическое присоединение в случае задержек заявителем выполнения мероприятий по договору о подключении;
установлена возможность определения предварительного размера платы за технологическое присоединение по объектам, относящимся к категории «индивидуальный проект», на основании предварительных сметных расчетов;
уточнены понятия «точка подключения», «исполнитель», «фактическое присоединение».
9. Постановление Правительства РФ от 24.01.2018 № 60 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом».
Упрощен порядок использования средств материнского капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Федеральным законом от 28.12.2017 № 432-ФЗ была предусмотрена возможность направления материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Для этого в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида должны быть рекомендации по приобретению и использованию таких товаров (услуг).
Настоящим Постановлением Правительства РФ в правила признания лица инвалидом внесены изменения, которыми предусматривается упрощенный порядок замены индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида на новую с включением в нее рекомендаций по приобретению и использованию таких товаров без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
Рекомендации о товарах и услугах, относящихся к медицинским изделиям, будут вноситься на основании справки, выданной медицинской организацией.
10. Постановление Правительства РФ от 01.02.2018 № 97 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проектного финансирования».
Установлена процедура принятия решения о замене заемщика, получившего кредит в целях реализации инвестиционного проекта, реализуемого на основе проектного финансирования.
Поправками предусмотрены:
условия, при соблюдении которых Межведомственная комиссия по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, вправе принять решение о замене конечного заемщика в кредитном договоре и договоре о предоставлении гарантии;
порядок подачи первоначальным конечным заемщиком в уполномоченный банк заявления о замене конечного заемщика по кредиту, обеспеченному гарантией, поручительства и иных документов, подтверждающих обоснование замены, рассмотрения заявления уполномоченным банком и принятия Межведомственной комиссией решения о замене;
порядок получения согласия Минфина России о предоставлении согласия на переход прав и обязанностей первоначального конечного заемщика по обеспеченному гарантией кредитному договору новому конечному заемщику;
процедура осуществления агентом Правительства РФ подготовки необходимых изменений в договор о предоставлении гарантии и гарантии;
требования к содержанию решения о замене конечного заемщика и к процедуре его принятия.
11. Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 № 111 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Правительством РФ уточнены перечни процедур в сфере строительства объектов электро-, тепло- и водоснабжения и водоотведения.
Постановлением предусматривается внесение изменений в:
- исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения;
- исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов;
- исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ;
- исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения.
Из указанных перечней исключается ряд позиций, в частности: предоставление технических условий на проектирование узла учета, предоставление технических условий по эффективному использованию газа, предоставление согласования проекта узла учета тепловой энергии, подписание актов ввода в эксплуатацию узлов учета потребленных ресурсов, подписание актов о разграничении балансовой принадлежности, актов о разграничении эксплуатационной ответственности, некоторые иные процедуры.
Также устанавливается, что заключения о том, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, а также в случае, установленном Градостроительным кодексом РФ, не приводят к увеличению сметы на его строительство или реконструкцию, предоставляются в сопоставимых ценах.
Постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.
12. Постановление Правительства РФ от 30.01.2018 № 88 «О распределении в соответствии с частью 7 статьи 57 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсо» квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства».
Определена процедура распределения и закрепления долей квот для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в морских водах между лицами, у которых срок действия договоров о распределении и закреплении долей таких квот истекает до 31 декабря 2018 года.
Определено, что квота распределяется в долевом соотношении между указанными лицами, путем закрепления за ними долей квоты на 15 лет.
Лица, претендующие на закрепление доли квоты, в период с 1 апреля по 10 мая 2018 года подают в Росрыболовство соответствующую заявку в письменной форме лично или почтовым отправлением либо в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью, или с использованием портала госуслуг. Форма заявки утверждается Минсельхозом России. Заявители представляют отдельные заявки по каждому виду водных биоресурсов в соответствующем районе добычи.
Настоящим Постановлением устанавливается порядок действий Росрыболовства с момента получения заявки.
Постановление вступает в силу с 1 апреля 2018 года.
13. Постановление Правительства РФ от 09.02.2018 № 132 «О внесении изменения в пункт 9 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования».
Скорректированы правила расчета начальной цены аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.
Указывается, что начальная цена предмета аукциона устанавливается в размере платы за пользование водным объектом за весь период действия договора водопользования, но не более чем за 10 лет.
Ранее начальная цена устанавливалась в размере годовой платы за пользование водным объектом в соответствии с договором водопользования, исходя из установленных ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципальных образований.
14. Постановление Правительства РФ от 10.02.2018 № 143 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927».
Установлена периодичность проведения органом опеки и попечительства плановых проверок условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, находящихся под надзором в стационаре.
Предусмотрено, что плановые проверки условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдения опекуном его прав и законных интересов, обеспечения сохранности его имущества, выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, осуществляемые в виде посещения совершеннолетнего подопечного, проводятся:
1 раз в течение первого месяца после принятия решения о помещении совершеннолетнего подопечного под надзор в медицинскую организацию или организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме;
1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия указанного решения.
Кроме того, используемые по тексту утвержденных постановлением Правительства РФ 17.11.2010 № 927 правил слова «учреждение здравоохранения» и «медицинское учреждение» заменены словами «медицинская организация».
15. Постановление Правительства РФ от 08.02.2018 № 131 «О закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства за лицами, у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах истекает до 31 декабря 2018 г.».
Установлены правила закрепления долей квот промышленного рыболовства во внутренних водах РФ за лицами, у которых срок действия договоров о закреплении долей таких квот в пресноводных объектах истекает до 31 декабря 2018 года.
Для заключения соответствующего договора заявители в период с 1 апреля по 10 мая 2018 года подают заявку в письменной форме лично или почтовым отправлением либо в виде электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью или с использованием портала госуслуг:
- в Росрыболовство - в отношении анадромных и катадромных видов рыб во внутренних водных объектах;
- региональный орган исполнительной власти - в отношении иных видов рыб.
Заявители представляют отдельные заявки по каждому виду водных биоресурсов в соответствующем районе добычи.
Постановлением определяется порядок действий уполномоченных органов с момента получения заявки.
Постановление вступает в силу с 1 апреля 2018 года.
16. Постановление Правительства РФ от 15.02.2018 № 158 «О программе «Фабрика проектного финансирования».
Правительством РФ утверждена программа «Фабрика проектного финансирования», предусматривающая финансирование инвестиционных проектов на основании договоров синдицированного кредита.
Целью Программы является создание механизма проектного финансирования инвестиционных проектов, предусматривающего предоставление денежных средств заемщикам на основании договоров синдицированного кредита (займа), реализуемого с применением следующих мер господдержки:
- федеральные субсидии на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов;
- государственная гарантия РФ по облигационным займам, привлекаемым специализированным обществом проектного финансирования.
Проектное финансирование - вид долгосрочного (не менее 3 лет) финансирования инвестиционного проекта в форме предоставления кредита (займа), при котором источником погашения задолженности являются доходы от использования или реализации имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта.
Синдицированным является кредит (заем), предоставляемый заемщику несколькими кредиторами на основании договора синдицированного кредита (займа), на цели реализации проекта фабрики.
Программой установлены:
- обязанности Внешэкономбанка при выполнении функций оператора Программы;
- основные условия предоставления синдицированных кредитов (займов) в рамках Программы;
- основные условия участия «Специализированного общества проектного финансирования Фабрика проектного финансирования» в рамках Программы;
- требования к юридическим лицам, которым предоставляются синдицированные кредиты (займы);
- критерии отбора инвестиционных проектов для участия в Программе.
17. Постановление Правительства РФ от 09.02.2018 № 134 «О внесении изменений в приложение к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Уточнены основания для снижения либо повышения присвоенной категории риска деятельности юрлица или ИП.
Установлено, что при наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц), за 3 года, предшествующих дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска деятельности юрлица или ИП, присваивается высокая категория риска.
Категория риска подлежит снижению при отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска), тяжелого травматизма, факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 - 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, вынесенного за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска.
Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще чем один раз в год.
Для юрлиц или ИП со среднесписочной численностью работников свыше 1000 человек решение о снижении категории риска размещается на официальном сайте Роструда в сети Интернет в течение 5 календарных дней со дня принятия такого решения.
18. Постановление Правительства РФ от 17.02.2018 № 168 «О внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе».
Уточнены полномочия ФАС России в области регулирования тарифов на электроэнергию.
Уточнено, что ФАС России устанавливает в том числе цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным с субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, в целях обеспечения потребления электрической энергии потребителями, не относящимися к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей.
Из перечня полномочий ФАС России исключено установление надбавки к цене на мощность и (или) к равновесной цене на электрическую энергию в целях частичной компенсации стоимости мощности и (или) электрической энергии субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), генерирующее оборудование которых расположено на территориях субъектов РФ, не имеющих административных границ с другими субъектами РФ и не относящихся к территориям островов.
19. Постановление Правительства РФ от 17.02.2018 № 166 «О внесении изменений в Правила определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов».
Расширен перечень источников получения Роснедрами информации о ценах на добытые полезные ископаемые, используемых для расчета минимального разового платежа за пользование недрами.
В настоящее время сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого предоставляются Росстатом по запросу Роснедр или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ (в отношении участков недр местного значения), а в случае их отсутствия средняя рыночная цена определяется Роснедрами (уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ) с учетом данных отчетов о выполненных работах по госконтрактам, заключенным им в целях определения указанной цены.
Данным Постановлением дополнено, что в случае отсутствия таких сведений или несоответствия качественных характеристик (химического состава минерального сырья, типа и сорта руд, показателей, определяющих технологические свойства минерального сырья) добытого полезного ископаемого качественным характеристикам полезных ископаемых, сведения о которых предоставлены Росстатом, цена также определяется с учетом сведений о средних ценах реализации добытого полезного ископаемого, получаемых государственными казенными учреждениями, подведомственными Роснедрам, в порядке, установленном Минприроды России.
20. Постановление Правительства РФ от 17.02.2018 № 162 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
Установлен порядок проведения плановых и внеплановых проверок значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ.
Государственный контроль проводится в целях проверки соблюдения субъектами критической информационной инфраструктуры, которым на праве собственности, аренды или ином законном основании принадлежат значимые объекты критической информационной инфраструктуры, требований, установленных Федеральным законом «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Проверки проводятся комиссией, создаваемой органом государственного контроля. В состав комиссии включается не менее 2 должностных лиц. Внеплановая проверка может осуществляться одним должностным лицом.
Правилами установлены:
- сроки проведения проверок;
- предмет проверки;
- основания проведения плановых и внеплановых проверок;
- требования к плану проведения проверок;
- требования к непосредственному проведению проверки;
- ограничения при проведении проверки;
- права и обязанности должностных лиц органа контроля при проведении проверки;
- требования к оформлению результатов проведения проверки;
- меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля в отношении фактов нарушения требований по обеспечению безопасности, выявленных при проведении проверки;
- ответственность органа государственного контроля и его должностных лиц при проведении проверки;
- основания признания результатов проведения проверки недействительными;
- права, обязанности и ответственность субъекта критической информационной инфраструктуры при осуществлении государственного контроля.