Изменения федерального отраслевого законодательства (сентябрь - октябрь 2018)

Комитетом правового обеспечения Ленинградской области в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 05.07.2013 № 480-рг «О проведении мониторинга изменений отраслевого федерального законодательства, подготовке предложений в план законопроектной деятельности Правительства Ленинградской области и осуществлении мер по профилактике коррупции» осуществлен анализ изменений отраслевого федерального законодательства  в  сентябре – октябре  2018 года (с 20.09.2018 г. по 20.10.2018 г.).

 

По итогам проведенного правового анализа считаем, что необходимо отметить следующие изменения федерального законодательства.

1. Указ Президента РФ от 28.09.2018 № 552 «О призыве в октябре - декабре 2018 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву».

Объявлен «осенний» призыв на военную службу.

Согласно Указу Президента РФ, с 1 октября по 31 декабря 2018 года на военную службу будут призываться не пребывающие в запасе граждане РФ в возрасте от 18 до 27 лет, в количестве 132 500 человек.

Одновременно с военной службы будут уволены солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок военной службы по призыву которых истек.

Федеральные законы

1. Федеральный закон от 03.10.2018 № 353-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации».

С 1 января 2019 года работники смогут получить освобождение от работы на 1 день раз в три года для прохождения диспансеризации, а работники предпенсионного возраста - на 2 рабочих дня каждый год.

Работники будут освобождаться от работы для прохождения диспансеризации на основании письменного заявления, при этом день (дни) прохождения диспансеризации будут определяться по соглашению между работником и работодателем.

2. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Подписан Федеральный закон об изменениях в порядке назначения и выплаты пенсий.

Изменениями, в частности:

устанавливается пенсионный возраст: для женщин - 60 лет, для мужчин - 65 лет;

корректируется понятие предпенсионного возраста - в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно;

предусматривается льготный порядок назначения пенсий (при соблюдении установленных условий) для многодетных женщин. Так, например, женщины, родившие четырех детей и воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, смогут выйти на пенсию в возрасте 56 лет, трех детей - в возрасте 57 лет, в обоих случаях при наличии страхового стажа не менее 15 лет;

устанавливается, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения определенного возраста, но не ранее 60 и 55 лет соответственно).

Также внесены поправки в порядок назначения пенсий и порядок индексации ее размеров.

Устанавливаются стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 - 2024 годах (в 2019 - 87,24 руб.) и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в 2019 - 2024 годах (с 1 января 2019 года - 5334,19 руб.).

Сокращаются периоды выплаты пособий по безработице (при этом предусматривается одновременное увеличение размеров максимального и минимального размеров пособия).

В общем случае пособие будет выплачиваться в первые три месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка, а в следующие три месяца - в размере 60 процентов такого заработка, но не выше установленной максимальной величины пособия и не ниже минимальной величины (с учетом районных коэффициентов).

Для некоторых категорий безработных (например, кто впервые ищет работу) период выплаты пособия может быть сокращен с шести до трех месяцев.

Вводятся также положения, предусматривающие дополнительные гарантии социальной поддержки для граждан предпенсионного возраста (например, период выплаты пособий для них может составить 12 месяцев, с возможным повышением на 2 недели за каждый год работы, превышающей установленный страховой стаж, максимально - 24 месяца).

3. Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, повлечет для работодателя наказание в виде штрафа либо обязательных работ.

В связи с изменением возраста выхода на пенсию граждан РФ возникает опасность необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения лиц, достигших предпенсионного возраста.

В этой связи Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 144.1, устанавливающей наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов в случае необоснованного отказа в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованного увольнения с работы такого лица по тем же мотивам.

При этом под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

4. Федеральный закон от 11.10.2018 № 362-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Определен перечень лиц, которым запрещено проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Устанавливается, что не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов:

- гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

- гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;

- международными и иностранными организациями;

- гражданами, работающими в органах и организациях, проводящих антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

- НКО, выполняющими функции иностранного агента.

5. Федеральный закон от 11.10.2018 № 360-ФЗ  «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Работникам, имеющим трех и более малолетних детей, предоставлено право выбора времени отпуска.

Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 262.2, согласно которой работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

6. Федеральный закон от 11.10.2018 № 355-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации».

До 1 января 2019 года приостановлено действие положений Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих ограничение сроков внесения изменений в законодательство о налогах и сборах и в законодательство, регулирующее бюджетные правоотношения.

Речь идет о пункте 2 статьи 53, пункте 2 статьи 59, пункте 2 статьи 64 и пункте 2 статьи 174.1 Бюджетного кодекса РФ.

Данное решение обусловлено началом реализации национальных проектов в 2019 году и необходимостью учета соответствующих финансовых ресурсов и расходов в законах о бюджетах на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов как для федерального бюджета, так и для бюджетов субъектов РФ, поскольку требует изменения ряда норм Бюджетного кодекса РФ, в том числе устанавливающих нормативы распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, в рамках бюджетного цикла текущего года.

7. Федеральный закон от 11.10.2018 № 367-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

На организаторов публичных мероприятий возложена обязанность по уведомлению органа, согласовавшего публичное мероприятие, об отказе от его проведения.

Такое уведомление должно быть направлено организатором публичного мероприятия в случае отказа от проведения публичного мероприятия не позднее, чем за один день до дня его проведения в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в который подавалось уведомление о проведении публичного мероприятия.

Также организатор публичного мероприятия в случае отказа от его проведения обязан проинформировать об этом граждан.

Подзаконные акты.

1. Постановление Правительства РФ от 24.09.2018 № 1132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Минэкономразвития России уполномочено осуществлять мониторинг выполнения требований законодательства о разработке и утверждении документов территориального планирования двух и более субъектов РФ.

Уточнено, что проект схемы территориального планирования РФ в области обороны страны и безопасности государства подготавливается с учетом, в том числе, положений о территориальном планировании, содержащихся в указанных документах.

Минэкономразвития России также уполномочено осуществлять согласование проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ.

2. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2018 № 1989-р <Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года>.

Утверждена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года.

Целями Стратегии являются:

достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств России в части лесов;

повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности и увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России.

Основные направления - развитие ориентированного на экспорт производства целлюлозы, рост выпуска тарного картона и санитарно-гигиенических изделий для внутреннего рынка, а также развитие ориентированного примерно в равной степени на внутренний рынок и на экспорт производства пиломатериалов, фанерно-плитных производств, мебели, деревянного домостроения. Предусматривается развитие частных предприятий с глубокой переработкой древесины, в том числе химической и механической, которым при необходимости будут оказаны меры государственной поддержки.

В результате реализации Стратегии к 2030 году ожидается прирост добавленной стоимости, создаваемой предприятиями отрасли, в размере до 676 млрд. рублей (в постоянных ценах), а также увеличение вклада лесного комплекса в валовый внутренний продукт с 0,5 процента до 1 процента. Численность персонала, занятого в лесном комплексе, вырастет с 500 до 820 тыс. человек. Налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы РФ вырастут с 91 до 189 млрд. рублей (в постоянных ценах).

В приложениях приводятся, в числе прочего:

динамика объемов производства основных видов продукции лесного комплекса Российской Федерации;

распределение объема заготовки древесины по формам использования лесов;

средняя плата и средняя минимальная ставка платы за единицу объема лесного ресурса.

3. Постановление Правительства РФ от 25.09.2018 № 1133 «Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Единая информационная система жилищного строительства доступна на сайте https://наш.дом.рф/.

В системе органами власти размещается информация о жилищном строительстве, ипотечном кредитовании, застройщиках, объектах недвижимости и земельных участках.

4. Постановление Правительства РФ от 20.09.2018 № 1117 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. № 963».

Субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлено право принимать решения о понижении установленных общим правилом ограничений по цене контракта.

Соответствующее дополнение внесено в Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963 (далее - Постановление № 963).

Так, в частности, установлено, что по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), может быть снижен, но не менее:

в отношении банковского сопровождения контракта, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 Постановления № 963, - 100 млн. рублей (для субъекта РФ), 50 млн. рублей (для муниципального образования);

в отношении банковского сопровождения контракта, предусмотренного подпунктом «б» пункта 4 Постановления № 963, - 1 млрд рублей (для субъекта РФ), 500 млн. рублей (для муниципального образования).

Также уточнен диапазон платы за осуществление расширенного банковского сопровождения в зависимости от цены контракта.

5. Постановление Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем».

Обновлены правила разработки, общественного обсуждения, утверждения и корректировки территориальных схем обращения с отходами, требования к составу и содержанию таких схем.

Новыми правилами помимо прочего:

- закрепляется требование об утверждении территориальных схем уполномоченными органами субъектов РФ в соответствии с документами территориального планирования;

- обновляются требования к содержанию территориальных схем, увеличивается количество разделов, включаемых в такие схемы;

- устанавливаются требования к заполнению добавленных разделов территориальных схем.

Утратившим силу признается Постановление Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами».

6. Постановление Правительства РФ от 29.09.2018 № 1155 «О внесении изменения в Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Установлен порядок предоставления нераспределенных федеральных субвенций региональным бюджетам на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Определено, что в случае если законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусмотрена субвенция, не распределенная между субъектами РФ, такая субвенция направляется региональным бюджетам на указанные цели.

При недостаточности субвенций региональный орган власти обращается не позднее 15 сентября текущего финансового года в Минстрой России с просьбой о предоставлении нераспределенной субвенции. При этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Минстроем России.

Основанием для выделения региональному бюджету нераспределенной субвенции является решение Минстроя России, принимаемое в месячный срок со дня поступления указанного обращения.

В случае если региональный орган не представил в установленный срок документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, вопрос о предоставлении субъекту РФ в текущем финансовом году нераспределенной субвенции не рассматривается.

Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.

7. Постановление Правительства РФ от 02.10.2018 № 1172 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239».

Уточнены полномочия региональных органов власти в области регулирования транспорта.

В частности, из перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым региональным органам власти предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, исключены перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах РФ) маршрутам, включая такси.

Также определено, что региональные органы власти осуществляют регулирование цен на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом только в случаях, установленных федеральными законами.

8. Постановление Правительства РФ от 01.10.2018 № 1163 «О переносе выходных дней в 2019 году».

В 2019 году выходные дни 5 и 6 января (суббота и воскресенье) и 23 февраля (суббота), совпадающие с нерабочими праздничными днями, перенесены на 2, 3 и 10 мая соответственно.

В связи с этим в 2019 году устанавливаются следующие нерабочие праздничные дни:

с 30 декабря 2018 года по 8 января 2019 года,

с 23 по 24 февраля,

с 8 по 10 марта,

с 1 по 5 мая,

с 9 по 12 мая,

12 июня,

со 2 по 4 ноября.

9. Постановление Правительства РФ от 03.10.2018 № 1175 «О дальнейшей реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации».

Акционерному обществу «ДОМ.РФ» будут дополнительно направлены более 731 млн. рублей в качестве взноса в уставный капитал на поддержку ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

Росимуществу поручено обеспечить увеличение уставного капитала АО путем размещения дополнительных акций, приобретения таких акций и оформления на них права собственности РФ в соответствии с трехсторонним договором между Минстроем России, Росимуществом и «ДОМ.РФ».

Установлено, что возмещение убытков кредиторам, ипотечным агентам, АО «ДОМ.РФ» в пределах направленных средств может быть осуществлено только в случае получения кредитором заявления заемщика о реструктуризации ипотечного жилищного кредита в срок до 1 декабря 2018 года.

10. Постановление Правительства РФ от 04.10.2018 № 1191 «Об утверждении Правил изготовления бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, их приобретения, учета и уничтожения поврежденных бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния».

С 1 июля 2019 года заявки на изготовление бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния будут подаваться через систему ведения Единого государственного реестра ЗАГС.

С помощью указанной системы будут осуществляться, в числе прочего, процедуры, сопровождающие уничтожение поврежденных бланков, а также направляться ежемесячные отчеты об их использовании.

Изготовление указанных бланков осуществляется организацией, уполномоченной Правительством РФ. Бланки приобретаются органами ЗАГС, органами местного самоуправления, МФЦ и консульскими учреждениями и выдаются материально ответственным работникам, осуществляющим оформление таких свидетельств.

Бухгалтерский учет бланков осуществляется в условной оценке 1 рубль за 1 бланк свидетельства как бланков строгой отчетности.

Утверждены также требования к бланкам свидетельств.

11. Постановление Правительства РФ от 08.10.2018 № 1206 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам разработки, утверждения и изменения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения».

Определен порядок согласования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Устанавливается, что орган регулирования осуществляет согласование значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения, на основании заявления, подаваемого лицом, уполномоченным выступать от имени концедента по концессионному соглашению.

Заявление органа, выступающего от имени концедента, должно содержать следующую информацию:

- наименование органа, выступающего от имени концедента;

- сведения о составе передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в соответствии с проектом концессионного соглашения;

- наименование и реквизиты организации, которой в соответствии с договором (договорами) аренды переданы права владения и пользования имуществом, передаваемым концедентом концессионеру в соответствии с проектом концессионного соглашения;

- дата начала действия концессионного соглашения и срок его действия, содержащиеся в проекте концессионного соглашения;

- размер концессионной платы, содержащейся в проекте концессионного соглашения (если такая плата предусмотрена концессионным соглашением).

Орган регулирования в течение 10 дней со дня поступления заявления направляет заявителю ответ о согласовании или об отказе в согласовании с указанием согласованных цен, величин, значений и параметров.

В случае отказа в согласовании значений долгосрочных параметров регулирования и (или) метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения, в ответе органа регулирования указываются необходимый метод регулирования тарифов и предельные значения долгосрочных параметров регулирования, а также сведения о сроке действия таких предельных значений.

В случае отказа в согласовании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов и (или) метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения, орган, выступающий от имени концедента, направляет в орган регулирования заявление в свободной форме с приложением доработанного проекта концессионного соглашения.

Срок действия предельных значений долгосрочных параметров регулирования, а также значений таких параметров, согласованных органом регулирования, должен составлять не менее 3 месяцев и не более 6 месяцев.

12. Постановление Правительства РФ от 10.10.2018 № 1209 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407».

Определены госорганы, осуществляющие контроль за соблюдением технического регламента ЕАЭС «О безопасности аттракционов».

Установлено, что в отношении требований безопасности аттракционов на стадии их выпуска в обращение и обращения на рынке контроль осуществляет Ростехрегулирование, а в отношении требований безопасности при эксплуатации аттракционов при осуществлении регионального надзора - региональные органы власти.

Постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2018 № 245-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 13.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

13. Постановление Правительства РФ от 12.10.2018 № 1221 «О внесении изменения в Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Правительством РФ установлен порядок подтверждения ненадлежащего качества оказанных услуг, выполненных работ в многоквартирном доме, если по результатам исполнения договора управляющей компанией получена экономия.

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ, если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в ГИС ЖКХ отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг или выполнения работ по управлению многоквартирным домом, по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная ею экономия не привела к ненадлежащему качеству услуг или работ, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством РФ.

Настоящим Постановлением предусмотрено, что в случае если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом управляющей организацией получена экономия, качество услуг или работ считается ненадлежащим, если в период, за который управляющей организацией представлен отчет о выполнении указанного договора, составлялся акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.

14. Постановление Правительства РФ от 08.10.2018 « 1207 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 865 и от 15 сентября 2015 г. № 979».

Обновлена процедура регистрации предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Настоящим Постановлением, в числе прочего:

- установлено, что цены на воспроизведенные лекарственные препараты (дженерики) не могут быть выше зарегистрированных цен на оригинальные лекарственные препараты;

- для производителей, указанных в регистрационном удостоверении на оригинальный лекарственный препарат, и для производителей государств ЕАЭС на воспроизведенный лекарственный препарат устанавливается единая предельная отпускная цена для каждой лекарственной формы, дозировки и общего количества в потребительской упаковке без учета формы выпуска;

- устанавливается, что зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на лекарственный препарат может быть перерегистрирована в целях увеличения цены не чаще одного раза в календарном году, при этом для перерегистрации цены в целях ее снижения такие ограничения отменены;

- вводится предел рентабельности (30%) для целей установления цены при перерегистрации цен на лекарственные препараты производителей государств ЕАЭС.

Обновлено 22.01.2019